Бордюрный камень: применение, виды, размеры, особенности укладки

Все о бордюрах. Виды, характеристики

Главная Все о бордюрах

В дорожном строительстве с каждым годом появляются новые технологии и материалы. Достижением последних лет стало полусухое вибропрессование. Бордюры, изготовленные методом полусухого вибропрессования обладают высокими качественными характеристиками. Марка бетона, прочность на сжатие, морозостойкость — основные качественные показатели бордюрных камней.

Основные виды вибропрессованого бордюра – магистральный бордюр, дорожный бордюр и садовый бордюрный камень. Все они имеют разные размеры, характеристики и места применений. Основные их функции:

  • отделить пешеходную зону от не пешеходной;
  • отделить проезжую часть дороги от остальной территории;
  • укрепить консрукцию тротуарной плитки;
  • защитить дорожное полотно и тротуарную плитку от размывания проточной водой;
  • придать законченый архетектурный вид клумбам и садовым зонам.

Магистральный Бордюр

Бордюрный камень магистральный, ГОСТ 6665-91 – самый большой по размерам бордюрный камень из всей линейки. Бордюр магистральный бывает нескольких размеров и соответственно разного веса :

БР 100.30.18 размер ДхВхШ 1000 х 300 х 180 мм вес 120 кг
БР 100.45.15 размер ДхВхШ 1000 х 450 х 150 мм вес 140 кг
БР 100.45.18 размер ДхВхШ 1000 х 450 х 180 мм вес 190 кг

Магистральный бордюр устанавливают на трассах между городами, на магистралях, на мостах и развязках дорог. Из за повышенных характеристик прочности, магистральный бордюр более устойчив к внешним факторам и имеет свойство оказывать сопротивление изнашиванию в определённых условиях. Цены на магистральный бордюр варьируются от 250 руб за штуку до 700 рублей за штуку.

Характеристики

Марка прочности М400
Морозостойкость 300 циклов
Класс бетона В30

Дорожный Бордюр

Дорожный бордюр вибропрессованный, ГОСТ 6665-91. 90% всех городских дорог и дворов благоустроены именно этим бордюром. Срок эксплуатации такого бордюра примерно 15-20 лет, в зависимости от местонахождения. На сегодняшний день – незаменимый материал дорожного строительства в соотношениицена – качество. Размеры дорожного бордюра:

БР 100.30.15 размер ДхВхШ 1000 х 300 х 150 мм вес 96 кг

Устанавливают дорожный бордюрный камень на городских дорогах, в дворовых проездах, парковочных зонах.

Виды бордюров по стандарту

Правильно называть бортовой камень. Бортовой камень — это разделительный элемент в устройстве дорог, тротуаров и пешеходных зон. Предотвращает намывание грунта на мощеную часть. Представляет собой изделие из бетона, которое имеет большую длину и небольшую площадь поперечного сечения. Отличается высокой стойкостью к нагрузкам, статическим и ударным нагрузкам. Все его характеристики и свойства описаны в ГОСТ 6665-91.

Для устройства дорог применяют только бортовые камни по ГОСТу

По Госту бордюры изготавливают из пескобетона или тяжелого бетона (с гравийным заполнителем). Марка — не ниже М300, но выбирается в зависимости от климатических условий. Например для средней полосы наше страны требуется более высокая марка, чем для северных. Более высокие марки имеют выше уровень морозостойкости. Так за одну зиму может быть до 20 циклов заморозки/разморозки. Поэтому минимальная приемлемая морозостойкость — 400 циклов (F400) и выше.

Стандартные виды бордюрных камней

Бордюры применяют для отделения дорог, тротуаров и зеленых зон, оформления клумб и отделения деревьев. В общем, область применения широкая. Для создания требуемого рельефа необходимы не только прямые, но и криволинейные элементы. Вот какие виды определены в ГОСТе:

  • Прямые:
    • БР — рядовые;
    • БУ — с уширением;
    • БУП — с прерывистым уширением;
    • БЛ — с лотком;
      Виды бортовых камней по стандарту и их чертежи
  • Въездные — БВ;
  • БК — криволинейные;
  • Камень-аппарель.

По стандарту бордюры, которые отделяют тротуар от проезжей части, должны быть сделаны из бетона классом прочности не ниже B30. Если отделять надо пешеходные дорожки от газонов, прочность может быть В22,5.

Условные обозначения

При маркировке ставят название камня в виде букв, а затем указывается длина, высота и ширина. В таком порядке, разделенные точками. Размеры указываются в сантиметрах. Затем указывается класс арматуры, если она есть.

Размеры и требования к бордюрам и поребрикам описаны в ГОСТе 6665-91

Пример маркировки и ее расшифровка:

  • БР 100.30.18. Это читается как рядовой бордюр (прямой) без армирования длиной 100 см, высотой 30 см и шириной 18.
  • БК 80.30.15 — AV. Расшифровка такой маркировки — бордюр криволинейный (вообще-то бортовой камень) длиной 80 см, высотой 30 см, шириной 15 см. Класс арматуры — AV (А5).

Размеры бордюров по ГОСТу

Стандартная длина бортового камня есть в трех вариантах: 100 см, 300 см и 600 см. Высота рядовых — 15 см и 18 см, длиной 1 метр и 3 метра, у шестиметровых может быть еще 20 см.

Стандартные размеры бордюров маленькими не назовешь

Обратите внимание, что скосы, их форма и величина также прописаны. Описаны также возможные варианты

Так вот, в маркировке проставляется ширина по самой широкой части. Обычно это подошва.

Еще могут быть вопросы по криволинейным бордюрным блокам. ГОСТ допускает изготовление закруглений радиусом 5, 8, 12 и 15 метров. В стандарте есть приписка, что допускается изготовление экземпляров других размеров по согласованию с заказчиками. Так как для частного подворья почти все перечисленные варианты слишком массивны, заводы часто изготавливают бордюры меньшего размера. Например, БР 50.20.80 . Его масса порядка 18-20 кг, так что вполне можно устанавливать самостоятельно.

Вес бордюрного камня

Так как изготавливаться бордюр и поребрик может из бетона с различным заполнителем, его масса может отличаться. В стандарте указана справочная масса, а точную надо смотреть у производителя.

Вес бордюра зависит от его размеров

Бордюры длиной один метр могут быть из пескобетона или тяжелого бетона, более длинные — на 3 и 6 метров — только из тяжелого бетона. Пескобетонные обязательно вибрировать, чтобы они были достаточно прочными. Допускается использование добавок, повышающих прочность и морозостойкость.

Вертикальные и горизонтальные грани должны быть перпендикулярны. Установлены максимально допустимые отклонения — они не превышают 3-4 мм.

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и оСмоленск-ДорНИИ-Проект»

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 «Дорожное хозяйство»

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 августа 2015 г. N 1161-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32961-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 декабря 2015 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2021 г.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Что нужно подготовить до начала выполнения работ

Чтобы качественно уложить каменный бордюр из камня своими руками, потребуется набор инструментов и оборудования. Подготовительный этап работ включает в себя выравнивание территории, на которой проводятся монтажные работы.

Для этого снимают дерновый шар грунта и переносят в другое место. Толщина слоя составляет 50-100 мм. Снимать растительный слой нужно аккуратно, чтобы не повредить основной грунт.

Основание под установку камня

Поребрик из бордюрного камня устанавливается на основание из щебня, песчано-цементную смесь, бетонную подушку. Выбор технологии устройства бордюрного камня зависит от требований, предъявляемых к конструкции и долговечности покрытия.

Технология укладки основания и устройство подушки предусматривают поэтапное ведение работ, которые включают в себя:

  • разметку линии прокладки ограничивающего камня и определение глубины заложения;
  • земляные работы, связанные с выравниванием поверхностного слоя грунта и устройства траншей;
  • обустройство основания;
  • установку камня;
  • закрепление бордюра и заделку швов между элементами кладки.

Разметку линии установки конструкционных элементов осуществляют с помощью шнура, натянутого между колышками. На этом этапе работ можно проконтролировать качество выравнивания поверхности.

Глубина траншеи зависит от способа установки конструкционных элементов, их габаритов и требуемой высоты над уровнем полотна. При укладке тротуарного полотна высота установки бордюра равняется 15-20 см с учетом габаритов материала.

На въездах и входах бордюрный камень укладывают на большую глубину, что исключает создание препятствия. На дорогах конструкционный элемент устанавливают на высоту камня. Ширина траншеи должна быть на 5-7 см больше основания бордюра.

При обустройстве щебеночного основания на дно подготовленной траншеи засыпают слой песка, проливают водой для уплотнения, трамбуют и устанавливают камни. Этот способ рекомендуется применять для ограждения садовых насаждений и тротуарных полотен.

Укладка конструкционных элементов на бетонную подушку отличается высокой стоимостью и прочностью. В процессе обустройства на дно траншеи насыпают слой песка и щебня мелкой фракции. Бордюр устанавливается на бетонную смесь.

4.3. Регламент операционного контроля качества

Вид контроля (стадии)

Входной контроль

Операционный контроль

Приемочный контроль

Контролируемые операции

Наличие комплекта ручного инструмента. Наличие шаблонов, чалок, строп

Определение размеров бордюрных камней, плит покрытия

Соблюдение качества песка и цементно-песчаной смеси

Соблюдение качества бордюрных камней и плит перекрытия

Наличие проекта организации производства работ

Определение толщины слоя песка и цементно-песчаной смеси

Определение способов укладки плит

Соблюдение продольных и поперечных уклонов покрытия

Вибропосадка плит покрытия

Определение Купл. песка

Определение ровности покрытия

Определение правильности сопряжения дождеприемных решеток с покрытием

Соблюдение высоты бордюрных камней над покрытием

Расшивка швов между плитами

Сопряжения плит покрытия с линией бордюрных камней

Объем контроля

Сплошной

Сплошной и выборочный

Сплошной

Метод контроля

Визуальный

Инструментальный и
технический осмотр

Инструментальный и
технический осмотр

Освидетельствование скрытых
работ

Акт на скрытые работы

Операции, контролируемые
лабораторией

Лаборатория строительной
организации

Лаборатория строительной
организации. Лаборатория дорожного строительства НИИМосстроя

Виды и назначение стандартных блоков

Такие изделия не только разграничивают участки, но и придают дизайну завершенный вид. Помимо эстетической функции, тротуарные бордюры направляют потоки воды в сторону ливневых стоков, сохраняя целостность дорожного полотна.

Тротуарный бордюр — это одна из разновидностей железобетонных изделий, которые устанавливаются на отмостках тротуаров. Нужно отметить, что в продаже имеется 4 категории

продукции:

Поребрик

. Это наиболее распространённый вид камня, применяемый для разграничения газонов, пешеходных зон и велосипедных дорожек.

Вибролитые бордюры

Такие изделия сразу привлекают внимание необычной формой и цветов

Продукция может выпускаться в форме ступенек, волн или дуг. Привычный серый цвет бетонных бордюров изменяется добавлением красителей и пластификаторов. Вибролитиевые камни обычно используются в качестве архитектурных украшений.

Газонные блоки

. Это разновидность поребрика, которая обычно обрамляет газоны, чтобы предотвратить расползание плодородного слоя почвы.

Дорожный камень

. Эту разновидность можно считать тротуарным бордюром с большой натяжкой. Их используют для сохранения целостности дорожного полотна, поэтому изделия имеют массивные габариты, при изготовлении обязательно выполняется армирование.

Технология производства тротуарных бордюров подразумевает использование тяжёлого бетона марки М 300

илиМ 500 . Это обязательное условие, чтобы конструкция обладала высоким запасом прочности и устойчивостью к динамическому сжатию.

2.1. Общие положения

2.1.1. Настоящий регламент
распространяется на устройство земляного полотна под отмостки, тротуары,
площадки, дороги, размеры которых устанавливаются проектом.

2.1.2. Регламент составлен на
основе требований СНиП 3.02.01-87
«Земляные сооружения, основания и фундаменты», СНиП 3.01.01-85 «Организация
строительного производства», СНиП III-4-80* «Техника
безопасности в строительстве», СНиП III-40-80* «Автомобильные дороги. Правила производства и приемки
работ», ВСН
52-96 «Инструкция по производству земляных работ в дорожном строительстве и
при устройстве подземных инженерных сетей».

2.1.3. Регламент предназначен
для устройства земляного полотна как в выемках, так и в насыпях.

2.1.4. Возведение земляного полотна
отмосток, тротуаров, площадок, дорог должно осуществляться одновременно между
красными линиями застройки.

Стандартные размеры бордюров: существующие варианты

Виды бордюрного камня можно условно разделить на 3 группы, которые отличаются длиной: 100, 300 и 600 см (или 1, 3 и 6 м). Они характеризуются разной высотой. Стандартные варианты: 15 и 18 см. Такая высота может быть у метровых, трех- и шестиметровых изделий. Однако последняя из разновидностей (600 см) представлена еще одним вариантом – высотой 20 см.

Учитывая, что бортовые камни часто отличаются сложной конфигурацией, размеры даются по самым широким частям изделия. Например, если есть скос (1 или 2), ширина должна измеряться по основанию.

Размеры бордюров

Еще одна особенность бортового камня – радиус скругления при монтаже на местности. Возможные варианты: 5, 8, 12 и 15 м. Все они предусмотрены для криволинейных бордюров. Однако перечисленные виды не подходят для частных домов, т. к. они позволяют создать крупногабаритную конструкцию. По этой причине производители стали выпускать небольшие бордюры, например, БР 50.20.80. Самостоятельной установке способствует сравнительно небольшой вес – не более 20 кг.

Разновидности

Характеристики бордюрного камня четко определены в стандартах, действующих на территории Российской Федерации. Наша фабрика использует высококачественное оборудование для производства бетонных изделий, что позволяет создавать продукцию в четком соответствии с действующими нормативами.

В нашем ассортименте представлены бордюры таких разновидностей:

  • магистральные (ГОСТ 6665-91). Отличаются наибольшими размерами, их длина составляет 1 метр, высота – 300 или 450 мм, а ширина – 150 или 180. Масса в зависимости от размеров колеблется от 120 до 190 килограмм. Они наилучшим образом подходят для обустройства междугородних трасс или автомобильных мостов;
  • дорожные. Весят 96 кг, длина и ширина такого бордюрного камня составляет 1000 и 300 мм соответственно. Изготавливаются по тем же нормативам, что и магистральные;
  • садовые. Согласно ГОСТ 6665-91 могут быть метровыми или полуметровыми, вес составляет 18 или 36 кг. Широко используются в частном строительстве.

Все эти разновидности представлены в ассортименте нашей компании. Связавшись с представителями нашей компании, вы узнать все подробности о нашей продукции и получить бесплатную консультацию по их применению. Мы поможем подобрать наиболее подходящее изделие для достижения заданных клиентом целей, и предоставим транспортные слуги и помощь квалифицированных специалистов, способных произвести необходимые монтажные работы.

Высота бордюра по ГОСТу

«Снип» заменил ВСН 62-91* от 1994 года, в котором аналогичный пункт звучал следующим образом : «…2.2.2. В местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог высота бортовых камней тротуара должна быть не менее 2,5 см и не превышать 4 см. Не допускается в местах переходов применение бортовых камней со скошенной верхней гранью или съездов, сужающих ширину проезжей части…»

Таким образом существует, как я понимаю, организация Ростехнадзор, которая должна контролировать соблюдение входящего в Классификатор ISO 91.040.01 (Строительство в целом) вышеназванного СНиПа.

«Перед Московским МТУ Ростехнадзора стоят основные задачи по осуществлению полномочий, направленных на реализацию законодательных и нормативных актов Российской Федерации в области … строительного надзора … с целью предупреждения аварий, травматизма и снижения вероятности негативного воздействия на человека…»

Камень бортовой БР 100.30.15 , для отделения проезжей части внутрикварталь­ных проездов от тротуаров и газо­нов ГОСТ 6665-91

Камень бортовой БР 100.20.8 , для отделения пешеходных до­рожек и тротуа­ров от газонов ГОСТ 6665-91

А вот и главный для нас велосипедистов камень — АППАРЕЛЬ Описание по ГОСТ 6665-91 Камень-аппарель , справочная масса — по проекту (т.е. размеров нет, делают как получится на месте), назначение — для сопряжения покрытий вело­сипедных доро­жек и тротуаров с интенсивным движением детс­ких и инвалидных колясок и др. с покрытием прое­зжих частей улиц и дорог на пере­сечениях

Примечание. Длину аппарели (lа) при тротуарных покрытиях из сборных плит принимают кратной размеру плит, а другие размеры — в зависимости от марки камня.

Особенности установки и замены

Перед тем как начать устанавливать бордюры, территорию нужно разметить и подготовить поверхность. Разметку можно сделать с помощью кольев и веревки. Колышки расставляют, натягивают веревку, тем самым помечая линию будущего поребрика.

Нужно выкопать траншею, ширина которой будет равна ширине бордюра плюс по 5 см с каждой стороны, а глубина равна 2/3 от его высоты. Дно траншеи уминается, насыпается 4 см щебня и снова уминается. Далее укладывают 2 см песка, заливают водой и снова уминают. В траншею укладывается бордюр и регулируется высота.

Для приготовления раствора нужны цемент, песок и вода в соотношении 1:3:1,5. Раствор укладывается ровным слоем в 2 см, далее выставляется поребрик по разметочной линии. Если все ровно, то оставшиеся пустоты заливаются раствором. Установка завершена.

Однако инновации не стоят на месте, созданы машины — бордюроукладчики. На сегодняшний день выпущено несколько моделей. Эти машины требуют минимальных затрат и небольшого количества рабочих. Укладчики бордюров производят до 500 метров в смену.

С точки зрения технологии и самой работы, проще провести полный демонтаж изделий с последующим монтажом нового изделия. При частичной замене подбираются камни по длине, ширине, высоте и маркировке. Если новое изделие подобрано неверно, то сложно будет избежать появления стыков, зазоров. Такая конструкция потеряет всю свою функциональность и внешний вид.

Технология укладки бортового камня

Технология укладки бортового камня Бордюры (бортовые камни) – это изделия, укладываемые узкой полосой. Используются для отделения проезжей части от тротуара, пешеходной дорожки – от зеленых насаждений, для зонирования сада, организации полос и островков безопасности. В ГОСТе 6665-91 предусмотрен выпуск нескольких типов бортового камня:

  • прямого рядового,
  • с уширением,
  • лотком,
  • криволинейного,
  • въездного.

Для изготовления этой продукции применяется бетон класса прочности В30 и высокой морозостойкости – от F200. Пример технологической карты на бортовой камень – ltsr.ru/vibropress/bordyurnyy_kamen/.

Виды бортовых камней

Технология укладки бордюра определяется типом изделия.

По функциональному назначению различают:

Дорожные бортовые камни.

Служат для обрамления проезжей части. Имеют наибольшие габариты. Разделяют разные по функциональности зоны дорожного покрытия и защищают пешеходов от наезда автотранспорта. Обычно имеют серый цвет.

Тротуарные изделия.

Востребованы для ограничения пешеходных дорожек. Этот вид бордюра применяется при укладке тротуарной плитки. Предотвращает ее расползание и ограничивает разрастание травы.

Декоративные.

Используются для окаймления цветников, дорожек, площадок на личных участках. Садовые бордюры обычно имеют небольшую толщину и значительную длину, являются элементами ландшафтного дизайна и защищают грунт от расползания из-за талых и ливневых вод.

Необходимые инструменты и материалы

Для проведения работ по укладке бортового камня потребуются:

  • строительный уровень,
  • рулетка,
  • штыковая лопата,
  • инструмент для трамбовки,
  • колья и шнур для разметки,
  • резиновый молоток,
  • лом,
  • углошлифовальная машинка («болгарка»).

Для замешивания бетонной смеси и/или цементного раствора необходимы: бетономешалка или емкость для приготовления бетона вручную.

Из материалов, помимо самого бордюра, понадобятся:

  1. Цемент.
  2. Чаще всего используется портландцемент марок М400 или М500.
  3. Крупный заполнитель – щебень гравийный, известняковый, гранитный, средней и мелкой фракции (до 40 мм). Понадобится в случае изготовления бетонного или песчано-щебневого основания для бортового камня.
  4. Мелкий заполнитель – песок для строительных работ.
  5. Вода.

Этапы работ

Укладка бордюра для ограничения плиточного, бетонного или асфальтового покрытия производится до монтажа покрытия. Для определения требуемого количества бортовых камней измеряют длину дорожки и делят это значение на длину бордюрного элемента. Полученное значение округляют в большую сторону. Если планируется обрамление дорожки с двух сторон, то результат вычислений удваивают.

Перед монтажом поребрика выполняют подготовительные мероприятия, которые включают:

  1. Разметку будущей траншеи с помощью кольев, на которые натягивают нити. Они показывают уровень расположения верхней грани бордюрного камня.
  2. Подготовку траншеи – вручную или с использованием экскаватора с узким ковшом. Ширина траншеи должна быть немного больше толщины бордюрного камня – на 5-7 см с каждой стороны. Глубина – равна сумме подземной части бортового камня и высоте подготовительного слоя, изготавливаемого несколькими способами.
  3. Устройство подготовительного слоя.

Варианты изготовления «подушки» под укладку бортового камня:

  • Наиболее простой способ – устройство утрамбованного песчаного основания толщиной 30-50 мм. Песок перед трамбовкой смачивают водой. На песчаный слой укладывают мелкофракционный щебень – 30-50 мм. Такой вид основы пригоден для монтажа тонких тротуарных и декоративных бордюрных камней.
  • Второй вариант – устройство основания из цементно-песчаного раствора, который укладывают на дно траншеи с выравниванием и уплотнением. На раствор устанавливают бордюрный камень.
  • Самой надежной основой является бетонная смесь класса прочности не ниже В15, выкладываемая на песчано-щебневую подушку сплошным слоем или отдельными кучами. Бордюр укладывают на незастывшую бетонную смесь.

Этапы монтажа бордюрных камней:

  1. Бетонные элементы опускают в траншею на подготовленное основание с помощью специальных клещей. Тяжелые экземпляры массой по 100-120 кг опускают 2-3 человека.
  2. Для установки камня в требуемое положение по горизонтали и вертикали используют резиновые молотки. Твердый инструмент в данном случае не применяют, потому что он может расколоть бетонный элемент.
  3. Зазор между камнями оставляют равным 2-3 мм. Впоследствии его заделывают цементным раствором.
  4. Пространство между камнем и стенкой траншеи заливают бетонной смесью или засыпают мелкофракционным щебнем, а затем проливают жидким цементно-песчаным раствором.

Преимущества и недостатки бордюрного камня

Основными материалами для изготовления бордюрного камня являются бетон и гранит. У каждого их этих материалов есть свои достоинства и недостатки:

  • Достоинство бетонного бордюра в его низкой цене по сравнению с гранитным.
  • Гигроскопичность. Для повышения влагоустойчивости в бетон добавляют различные примеси. Но даже с добавками он впитывает до 4% влаги, в то время как у гранита этот показатель составляет не более 0,45%.
  • Морозоустойчивость

    . При низких температурах впитанная вода превращается в лед и начинает разрывать материал. На бетонном бордюре из-за недостаточной гигроскопичности быстрее появляются трещины, он становится хрупким и начинает разрушаться. Нередко производители бетонного бордюра стремятся увеличить объемы производства, нарушая технологию изготовления. Чтобы не ждать, пока бетонная смесь остынет, ее пропаривают особым методом. Это ведет к снижению морозоустойчивости бетона. Произведенный подобным образом бордюр уже в первый год эксплуатации начинает разрушаться. Через 4−5 лет его придется полностью менять. Гранитный бордюр может прослужитьдо 40 лет и только тогда на нем появятся трещины и сколы. Частая замена бетонного бордюра ведет к дополнительным расходам. В конечном итоге затраченная на него сумма существенно превысит стоимость гранитного бордюра.

  • Природный камень выглядит более привлекательно, чем бетон. Со временем бетонный бордюр темнеет и выглядит весьма неприглядно.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector