Как спаять диодный мост для зарядки аккумулятора

Схема устройства

Все автолюбители попадали в такую неприятную ситуацию. Есть два выхода: завести машину с заряженного аккумулятора с соседской машины (если сосед не против), на жаргоне автолюбителей это звучит как «прикурить». Ну и второй выход — это зарядить аккумулятор.

Когда я попал в такую ситуацию в первый раз, то понял, что мне срочно требуется зарядное устройство.  Но у меня не было лишней тысячи рублей на покупку зарядного устройства. В интернете нашел очень простую схему и решил собрать зарядное устройство собственными силами.

Схему трансформатора я упростил. Обмотки со второй колонны обозначаются со штрихом.

F1 и F2 — это плавкие предохранители. F2 нужен для защиты от короткого замыкания на выходе цепи, а F1 — от превышении напряжения в сети.

Вот что у меня получилось. Выглядит так себе, но главное работает.

Как работает диодный мост? — Diodnik

Диодный мост – один из самых распространенных компонентов в мире радиоэлектроники. Многим радиолюбителям будет полезно знать, как работает диодный мост, а также из чего он состоит. Основная цель данного элемента – это преобразовывать переменное входящее напряжение на постоянное, диодный мост зачастую применяется в разного рода выпрямителях, зарядных устройствах и различных блоках питания.

Как работает диодный мост?

Нетрудно заметить, что классический диодный мост состоит из четырех диодов, собранных в схему в виде моста. Для такого моста подбираются диоды с определенными характеристиками по току и напряжению, а также желательно одинаковой маркировки. Во многих случаях диоды моста устанавливаются на радиаторы, чтобы исключить перегрев и преждевременный выход их из строя.  О том, как подобрать диоды для диодного моста, мы напишем немного позже.

Диодный мост, принцип работы

В каждом из полупериодов ток проходит только через соответствующих два диода, а остальная пара диодов заперта.В итоге, на выходе имеем постоянное напряжение, но с удвоенной частотой пульсации. Как видим принцип работы диодного моста очень прост.Иногда для питания некоторых схем этого достаточно, например простые зарядные устройства для АКБ и т.п., для них подобные пульсации напряжения абсолютно не критичны. Но при необходимости питать усилитель от такого источника питания ничего путного с этого не получится (услышим лишь громкий гул) – ему нужно сглаженное напряжение. Для получения сглаженного напряжения, а не пульсирующего, диодный мост можно дополнять электролитическим конденсатором большой емкости, установленным на выходе моста. Чем больше будет емкость такого фильтрующего конденсатора, тем менее заметными станут подобные пульсации.

При ремонте различных приборов важно знать не только то, как работает диодный мост, но и уметь его проверять. О том, как проверить диодный мост читаем тут

VK

Odnoklassniki

Сборка устройства

Трансформатор

Теперь обо всем по порядку. Силовой трансформатор марки ТС-160 или ТС-180 можно достать из старых черно-белых телевизоров «Рекорд», но такового я не нашел и пошел в радиомагазин. Давайте разглядим его поближе.

Вот лепестки, куда паяются выводы обмоток трансформатора.

А вот здесь прямо на трансформаторе есть табличка,  на каких лепестках какое напряжение. Это значит, что если подать на лепесток № 1 и 8  220 Вольт, то на лепестках №3 и 6 мы получим 33 Вольта и максимальную силу тока в нагрузку 0,33 Ампера и тд. Но нас больше всего интересуют обмотки №13 и 14.  На них мы можем получить 6,55 Вольт и максимальную силу тока 7,5 Ампер.

Для того, чтобы заряжать аккумулятор нам как раз потребуется большая сила тока. Но напряжения то у нас не хватает… Аккумулятор выдает 12 Вольт, но для того, чтобы его зарядить, напряжение зарядки должно превышать напряжение аккумулятора. 6,55 Вольт здесь никак не сгодится. Зарядное устройство нам должно выдавать 13-16 Вольт . Поэтому,  мы прибегаем к очень хитрому решению.

Как вы заметили, трансформатор состоит из двух колон. Каждая колонна дублирует другую колонну. Места, где выходят выводы обмоток пронумерованы. Для того, чтобы увеличить напряжение, нам нужно просто-напросто соединить две обмотки последовательно. Для этого соединяем обмотки 13 и 13′  и снимаем напряжение с обмоток 14 и 14′.  6,55 + 6,55 = 13,1 Вольт.  Вот такое переменное напряжение мы получим.

Диодный мост

Для того, чтобы выпрямить переменное напряжение, мы используем диодный мост. Собираем диодный мост на мощных диодах, потому как через них будет проходить приличная сила тока. Для этого нам потребуются диоды Д242А или какие-нибудь другие, рассчитанные на ток от 5 Ампер. Через наши силовые диоды может течь прямой  ток до 10 Ампер, что идеально подходит нашему самопальному заряднику.

Также можно отдельно купить диодный мост сразу готовым модулем. В самый раз подойдет диодный мост КВРС5010, который можно купить на Али по этой ссылке или в ближайшем радиомагазине

Полностью посаженный аккумулятор обладает низким напряжением. По мере зарядки напряжение на нем становится все больше и больше. Следовательно, у нас сила тока в цепи в самом начале зарядки будет очень большая, а потом пойдет на убыль. Согласно  Закону Джоуля-Ленца, при большой силе тока будет происходить нагрев диодов. Поэтому, чтобы их не спалить, нужно отбирать от них тепло и рассеивать в окружающем пространстве. Для этого нам нужны радиаторы. В качестве радиатора я разобрал нерабочий компьютерный блок питания, разрезал на полоски жестянку и прикрутил к ним по диоду.

Амперметр

Для чего в схеме амперметр? Для того, чтобы контролировать процесс зарядки. Не забудьте подключить амперметр последовательно нагрузке.

Когда аккумулятор полностью разряжен, он начинает жрать (слово «кушать» думаю здесь неуместно) ток. Жрет он порядка 4-5 Ампер. По мере зарядки он кушает все меньше и меньше силы тока. Поэтому, когда стрелка прибора покажет на 1 Ампер, то аккумулятор можно считать заряженным. Все гениально и просто :-).

Крокодилы

Выводим два крокодила для клемм аккумулятора с нашего зарядного устройства. При зарядке не путайте полярность. Лучше как-нибудь пометить их или взять разных цветов.

Если все правильно собрано, то на крокодилах мы должны увидеть вот такую форму сигнала (по идее верхушки должны быть сглажены, так как синусоида), но разве что-то предъявишь нашему провайдеру электричества ))).  В первый раз видите что-то подобное? Бегом сюда!

Импульсы постоянного напряжения лучше заряжают аккумулятор, чем чистый постоянный ток. А как получить чистый постоянный ток из переменного описано в статье  Как получить из переменного напряжения постоянное.

Диодный мост генератора ВАЗ 2114: проверка, замена и ремонт

Диодный мост (выпрямитель) – одна из ключевых составляющих генератора ВАЗ 2114. Выход данного узла из строя делает невозможным нормальное функционирование генератора, а также грозит риском поломки всех систем электроники автомобиля, поэтому владельцы четырнадцатой должны регулярно проверять его состояние.

Диодный мост генератора

Из данной статьи вы узнаете, зачем нужен диодный мост, какими конструкционными особенностями он обладает, возможные причины неполадок моста и методику их выявления. Изучение теоретического материала даст вам возможность выполнять замену агрегата в домашних условиях, без необходимости тратить средства на услуги мастеров в СТО.

Функциональное назначение и особенности выпрямителя

Диодный мост генератора, в зависимости от типа, может состоять либо из 4, либо из 6 диодов, выполняющих функцию преобразования переменного тока в постоянный с заданной частотой пульсации. Принцип работы устройства строится на методе двухполярного выпрямления, который также широко используется в разнообразных электронных системах.

Помимо преобразования, агрегат выступает клапаном, назначение которого – пропускать ток исключительно в одном направлении. При исправно функционирующем устройстве ток из генератора попадает в электросеть четырнадцатой, но не проходит обратно на статор. Если же узел вышел из строя, происходит утечка тока, и он проходит в обоих направлениях. Это будет способствовать постоянной нехватке питания, и системы автомобиля, потребляющие электричество, не смогут работать.

На ВАЗ 2114 устанавливается трехфазный выпрямитель, который обладает следующими преимуществами:

  • Преобразовывает переменный ток в постоянный ток с наименьшей частотой пульсации: чем меньше частота, тем стабильнее будет функционировать электронные системы автомобиля;
  • Может укомплектовываться диодами как мостового, так и полумостового типа;
  • Дает возможность установить фильтр тока – конденсатор.

Стоимость диодного моста составляет от 500 до 1100 рублей, в зависимости от производителя. На рынке представлены выпрямители как от китайских фирм, обладающие невысокой стоимостью и сомнительным качеством, так и от известных брендов, надежность продукции которых проверена множеством автовладельцев.

Как свидетельствуют отзывы владельцев четырнадцатой, лучше всего себя зарекомендовали устройства от LG. Оптимальным вариантов в плане соотношения цены и качества является модель LG 0108.Она же может использоваться как диодный мост генератора ВАЗ 2115.

Составные части генератора, под номером 9 – выпрямитель тока

Проверка диодного моста

Типичной поломкой узла является неисправность диодов из-за перегорания. Можно выделить следующие причины данной неисправности:

  • Попадание влаги, масла, грязи, либо пыли на диоды;
  • Отработка эксплуатационного ресурса.

Обследовать диодный мост генератора на ВАЗ 2114 можно несколькими способами, при этом, простейший из них – проверка посредством лампочки, не требует демонтажа устройства, однако чтобы выполнить ремонт диодного моста либо его замену, выпрямитель придется снять.

Способ №1: проверка контролькой (лампочкой на 12 В)

  1. Подключаем к АКБ (клемме «-») пластину выпрямителя так, чтобы она плотно прилегала к массе обеих устройств.
  2. Используя 12-вольтную лампочку, один её проводок подводим к клемме «+» на аккумуляторе, а второй к клемме дополнительных диодов. Далее, переносим проводок с клеммы «+»к болту, который расположен в зоне обмотки статора выпрямителя.

Ни в первом, ни во втором случае контакты не должны быть замкнуты – если контролька загорелась либо моргнула, значит, узел неисправен.

Способ №2: обследование выпрямителя на наличие оборвавшихся контактов

  1. Соединяем минусовый проводок контрольной лампочки к клемме «+»АКБ;
  2. Плюс контрольки подключаем к клемме «-» аккумулятора.
  3. Теперь проверяем те же места, что указаны во втором пункте предыдущего алгоритма.

Тут, наоборот, лампочка должна гореть. Отсутствие света либо периодическое мигание свидетельствует об обрыве обмотки статора выпрямителя.

Способ №3: проверка выпрямителя с помощью мультиметра

Проверка устройства мультиметром предусматривает демонтаж выпрямителя с корпуса генератора. Узнать, как это делается, вы можете в следующем разделе статьи.

Диодный мост

Словосочетание “диодный мост” образуется от слова “диод”. Следовательно, диодный мост  должен состоять из диодов, но они должны соединятся с друг другом в определенной последовательности

Почему это имеет важное значение мы как раз и поговорим в этой статье

Обозначение на схеме

Как мы с вами видим, схема состоит из четырех диодов. Для того, чтобы она работала корректно, мы должны правильно соединить диоды и правильно подать на них переменное напряжение. Слева мы видим два значка “~”.  На эти два вывода мы подаем переменное напряжение, а снимаем постоянное напряжение с других двух выводов обозначенных значками “+” и “-“. Диодный мост также называют диодным выпрямителем.

Принцип работы

Для выпрямления переменного напряжения в постоянное можно использовать один диод для выпрямления, но не желательно. Давайте рассмотрим  рисунок, как все это будет выглядеть:

Диод срезает отрицательную полуволну переменного напряжения, оставляя только положительную, что мы и видим на рисунке выше. Вся прелесть этой немудреной схемы состоит в том, что мы получаем постоянное напряжение из переменного. Проблема кроется в том, что мы теряем половину мощности переменного напряжения. Ее срезает диод.

Чтобы исправить эту ситуацию, была придумана великими умами схема диодного моста. Диодный мост “переворачивает” отрицательную полуволну, превращая ее в положительную полуволну, тем самым у нас сохраняется мощность.

На выходе  диодного моста появляется постоянное пульсирующее напряжение с частой в 100 Герц. Это в два раза больше, чем частота сети.

Практические опыты

Для начала возьмем простой диод.

Катод можно легко узнать по серебристой полоске. Почти все производители показывают катод полоской или точкой.

Чтобы наши опыты были безопасными, я взял понижающий трансформатор, который из 220В делает 12В.

На первичную обмотку цепляем 220 Вольт, со вторичной обмотки снимаем 12 Вольт. Мультиметр показал чуть больше, так как на вторичной обмотке нет никакой нагрузки. Трансформатор работает на  так называемом “холостом ходу”.

3,3х5=16.5В – это максимальное значение напряжения.  А если разделить максимальное амплитудное значение на корень из двух, то получим где то 11,8 Вольт. Это и есть действующее значение напряжения. Осциллограф не врет, все ОК.

  1. Еще раз повторюсь, можно было использовать и 220 Вольт, но 220 Вольт  – это не шутки, поэтому я и понизил переменное напряжение.
  2. Припаяем к одному концу  вторичной обмотки трансформатора наш диод.
  3. Цепляемся снова щупами осциллографа
  4. Смотрим на осциллограмму

А где же нижняя часть изображения? Ее срезал диод. Он оставил только верхнюю часть, то есть ту, которая положительная.

  • Находим еще  три таких диода и спаиваем диодный мост.
  • Цепляемся ко вторичной обмотке трансформатора по схеме диодного моста.
  • С двух других  концов снимаем постоянное пульсирующее напряжение щупом осциллографа и смотрим на осциллограмму
  • Вот, теперь порядок.

Виды диодных мостов

Чтобы не заморачиваться с диодами, разработчики все четыре диода вместили в один корпус. В результате, получился очень компактный и удобный радиоэлемент – диодный мост. Думаю, вы догадаетесь, где импортный, а где советский ))).

  1. Например, на советском диодном мосте показаны контакты,  на которые  нужно подавать переменное напряжение значком ” ~ “, а  контакты, с которых  надо снимать постоянное пульсирующее напряжение значком “+” и “-“.
  2. Существует множество видов диодных мостов в разных корпусах
  3. Есть даже автомобильный диодный мост
  4. Существует также диодный мост для трехфазного напряжения. Он собирается по так называемой схеме Ларионова и состоит из 6 диодов:
  5. В основном трехфазные диодные мосты используются в силовой электронике.

Как вы могли заметить, такой трехфазный выпрямитель имеет пять выводов. Три вывода на фазы и с двух других выводов мы будем снимать постоянное пульсирующее напряжение.

Как проверить диодный мост

1) Первый способ самый простой. Диодный мост проверяется целостностью всех его диодов. Для этого прозваниваем каждый диод мультиметром и смотрим целостность каждого диода. Как это сделать, читаем эту статью.

2) Второй способ 100%-ый. Но для этого потребуется осциллограф, ЛАТР или понижающий трансформатор. Давайте проверим импортный диодный мост. Для этого цепляем два его контакта к переменному напряжению со значками “~”, а с двух других контактов, с “+” и “-”  снимаем показания с помощью осциллографа.

  • Смотрим осциллограмму
  • Значит, импортный диодный мост исправен.

Резюме

Диодный мост (выпрямитель) используется для преобразования переменного тока в постоянный.

Диодный мост используется почти во всей радиоаппаратуре, которая “кушает” напряжение из переменной сети, будь то простой телевизор или даже зарядка от сотового телефона.

Как проверить диодный мост? — Diodnik

Диодный мост – важный элемент в цепи питания любого устройства, без него редко обходится работа любого блока питания или выпрямителя.  Процесс проверки диодного моста будет интересный не только радиолюбителям, но и автомобилистам. Состоит это устройство из четырех диодов, собранных  по мостовой схеме, и может быть выполнено как в едином корпусе, так с помощью отдельных диодов. В автомобиле мост состоит из шести диодов, если генератор трехфазный. О том, как проверить диодный мост читаем далее.

Более подробно о принципе работы диодного моста можно ознакомиться в предыдущей нашей статье.

Как проверить диодный мост?

В случае, если мост состоит из отдельных диодов, необходимо поочередно их выпаивать и проверять. Принцип проверки детально читаем в статье о том, как проверить диод.

Пример того, как проверить диодный мост мы покажем на диодной сборке. Подопытная сборка – GBU408, 4A 800V. В данном корпусе заключены четыре диода связанным между собой должным образом. Если хоть один из диодов окажется неработоспособным, придется заменить весь мост целиком.

Как проверить диодный мост без мультиметра?

Есть еще несколько способов, как проверить диодный мост если нет под рукой мультиметра. Например, стоит подать постоянное напряжение на вход диодного моста и измерить его потом на выходе. Поменяв после этого полярность напряжения, на входе смотреть на показатели вольтметра. Если показатели напряжения не изменяются в зависимости от полярности, в принципе можно сказать, что мост выполняет свою функцию.

VK

Odnoklassniki

Заключение

Не поленитесь доработать свое устройство  плавкими предохранителями. Номиналы предохранителей на схеме. Не проверяйте на искру напряжение на крокодилах зарядника, иначе лишитесь предохранителя.

Внимание! Схема данного ЗУ предназначена для быстрой зарядки вашего аккумулятора в критических случаях, когда надо срочно куда-то ехать через 2-3 часа. Не используйте ее для повседневного обращения, так как заряд идет при максимальное токе, что не самый лучший режим зарядки для вашего аккумулятора

При перезаряде начинет «кипеть» электролит и в окружающее пространство начнут выделяться ядовитые пары.

Тех, кого заинтересовала теория зарядных устройств (ЗУ), а также схемы нормальных ЗУ, то в обязательном порядке качаем эту книжку по этой ссылке.  Ее можно назвать библией по зарядным устройствам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector