Ремонт аккумулятора бытового шуруповерта своими руками

Как можно еще восстановить элементы аккумулятора

В случае когда по какой-либо причине не удается восстановить батарею заменой неисправных банок, можно попытаться их реанимировать. Только следует учесть, что этого невозможно сделать с литий-ионными банками. Реанимировать можно только батареи с никель-кадмиевыми элементами.

Осуществить реанимацию можно двумя способами:

  • с помощью тисков, пассатиж или молотка произвести уплотнение сжатием банок с выявленным дефектом;
  • сделать прошивку неисправных банок под большим напряжением.

Восстановление банок

Не следует выбрасывать банки, которые не прошли проверку. Часто причина их неисправности – это выкипание электролита или вытекание дистиллированной воды. Это происходит сквозь уплотняющую резинку между средней шиной батарей и ее корпусом. Электролит обычно выкипает при интенсивной зарядке.

Чтобы проверить, можно ли ее восстановить, необходимо попытаться зарядить батарею, которая показывает полный «нуль», импульсным напряжением 12 V, пропущенным через сопротивление в 40-50 Ом. Но при этом нужно внимательно следить, чтобы она не перегрелась. После произведенной зарядки проверить напряжение, и если его по-прежнему нет, тогда аккумулятор подлежит полной утилизации.

Если в батарее после зарядки появилось небольшое напряжение, значит, ее еще можно восстановить. Чтобы пополнить выкипевший электролит, в боковой поверхности просверливается небольшое отверстие, в которое может поместиться только игла от шприца. Через это отверстие в батарею шприцем закачивается вода или новый электролит. Просверленное отверстие заделывается силиконом, и ее можно попытаться зарядить через сутки.

Устранение «эффекта памяти»

Часто аккумулятору нужно восстановление после приобретения эффекта памяти, появляющегося у него после многократных коротких подзарядок, когда не производится его полная зарядка. Эта болезнь распознается достаточно просто. Батарея очень быстро разряжается после полной зарядки, но после небольшого перерыва может снова возобновить свою работу на короткий срок. Проблема частично решается следующим способом:

Рекомендуется полностью зарядить батарею с помощью небольшого напряжения. После этого, применяя минимальные нагрузки, ее следует разрядить. Минимальные нагрузки обеспечивают медленную (плавную) разрядку батареи, которая позволяет просадить целиком все ее пластины и наружный слой.

Для разрядки лучше всего использовать лампочку на 12 V, которая подсоединяется к боковым клеммам аккумулятора. Новую зарядку можно производить после того, как лампочки перестанет гореть.

Перед тем как использовать аккумулятор для работы, вышеописанную процедуру рекомендуется повторить в течение 3-5 раз. После этого емкость батареи, возможно уменьшиться, но использование такого метода восстановления, является довольно успешным и может продлить её службу как минимум ещё на некоторое время.

Справка

Если после разборки аккумулятора невозможно прочитать на элементах батарей их маркировку, а без определения данных, качественный ремонт практически невозможно произвести, необходимо обратить внимание на обозначение материала их изготовления:

  • батареи никель-кадмиевые, обозначаются символами Ni-Cd. Номинальное напряжение каждого элемента равно 1,2 V;
  • никель-металл-гидридные элементы обозначены как Ni-Mh. А указанное напряжение аналогично никель-кадмиевым и составляет 1,2 V;
  • аббревиатура Li-Ion соответствует литий-ионному аккумулятору с напряжением 3,6 V.

Важно

При подборе новых элементов питания для замены вышедших из строя, следует обращать внимание на их размеры и данные, которые максимально должны совпадать с оригиналами

Проверка и диагностика аккумуляторной батареи шуруповерта

Причина плохой работы шуруповерта может быть не в аккумуляторе, а в неисправностях мотора, редуктора, блока питания. Надежный способ определить источник проблемы – поставить вместо старой батареи такую же, которая обычно идет в комплекте вторым экземпляром. Прежде чем браться за вскрытие корпуса аккумулятора шуруповерта, его нужно зарядить до максимума. В случае с Ni-Cd устройствами требуется их сначала разрядить в ноль во избежание эффекта памяти. Для проверки и диагностики аккумуляторной батареи шуруповерта применяют 2 способа.

С помощью мультиметра

После того, как аккумулятор шуруповерта полностью заряжен, нужно его разобрать. Верхняя крышка блока обычно зафиксирована либо шурупами, либо клеем.

Здесь крышка приклеена

В первом случае понадобится отвертка, а клееный шов лучше аккуратно разделывать канцелярским ножом. Можно дополнительно вставлять еще какой-то острый предмет – ту же отвертку или саморез. Когда верхняя крышка освободится от склейки, ее будет нетрудно снять. Но нельзя забывать, что после ремонта корпус аккумулятора шуруповерта предстоит заново склеивать, а это не так просто и быстро, как закрутить шурупы.

После снятия крышки можно увидеть все банки, соединенные воедино. Цель – внимательно перебирать их, чтобы определить не исправные.

Так выглядит разобранный АКБ

Иногда испорченную банку аккумулятора шуруповерта выдают визуальные признаки – деформации, окисление и т.д. Может быть видно нарушение целостности соединительных пластин. Впрочем, это не отменяет главного: протестировать на выходное напряжение необходимо каждую банку.

Для этого применяется мультиметр. Каждая банка аккумуляторной батареи шуруповерта аккуратно извлекается из корпуса, и проводятся замеры. Мультиметр нужно переключить в режим постоянного тока, и подвести черный провод к минусовому контакту банки, а красный – к плюсу. Показатели нормального выходного напряжения составляют 1,2 – 1,4 В для никель-кадмиевых и никель-металлгидридных батарей, 3,6 – 3,8 В – для литий-ионных. Полученные от мультиметра значения надо зафиксировать на бумаге или в электронном виде, а еще лучше – написать на каждой батарейке ее значение маркером, это не причинит вреда.

Тестирование батареек мультиметром

Если есть 2 мультиметра, задача немного упрощается: один будет работать как амперметр, второй как вольтметр. Если же прибор только один, его надо настроить в режим измерения напряжения, а в роли амперметра использовать простой провод от мультиметра до источника питания.
Подключение такое:

  • два тонких провода (0,25 мм кв) от вольтметра к источнику питания;
  • чуть более толстые провода от аккумулятора к амперметру и источнику питания, а также от амперметра к вилке.

Тестирование мультиметром

Если вольтметр выдает номинальное напряжение, а ток заряда на амперметре не дотягивает до 1 А, то, скорее всего, дело в неисправности какого-то элемента батареи. Тут не получится реанимировать аккумулятор шуруповерта самому в домашних условиях – надо нести в ремонт. Если разряженная АКБ имеет суммарное напряжение 16,8 В, это указывает либо на короткое замыкание, либо на естественное разряжение. Для заряженного аккумулятора шуруповерта упомянутый показатель напряжения означает короткое замыкание элемента: восстановление – не выход, только замена.

Проверка методом нагрузки

Для этого варианта проверки не надо разбирать аккумулятор шуруповерта. Потребуются автомобильные лампочки. Они служат индикатором силы тока.

Проверка делается так:

  1. Полностью зарядить АКБ шуруповерта.
  2. Дать на него номинальную нагрузку. Она рассчитывается делением мощности шуруповерта на номинальное напряжение аккумулятора. Чтобы в цепи появилась необходимая нагрузка, надо подключить автолампочки.
  3. Если отдача тока от батареи шуруповерта длится несколько минут, напряжение чуть ниже номинального, а яркость ламп не снижается, то аккумулятор в норме. Преждевременное ослабевание тока аккумуляторной батареи шуруповерта типа ni-cd – проявление эффекта памяти. Тогда требуется восстановление.

Диагностика с автолампочкой

Как реанимировать аккумуляторную батарею

Поскольку батарея аккумуляторного шуруповерта состоит из множества отдельных элементов питания, сбои в ней могут быть вызваны несколькими причинами.

  1. Выход из строя или сбои в системе управления блоком элементов (контроллер заряда, уровня напряжения).
  2. Изменение параметров или выход из строя одного из элементов питания.

Определить, что батарее требуется диагностика и реанимация, достаточно просто. Неполадки с контроллером проявляются в виде отказа в зарядке, ее непрерывность до перегрева всего аккумуляторного блока, отсутствия напряжения.

Проблемы отдельных блоков диагностируются более разнообразно, от полного выхода батареи из строя до различных случаев изменения ее напряжения и полезной емкости. Метод реанимации зависит, прежде всего, от типа отдельных элементов питания.

Литий-ионные

Стандартная проверка литий-ионных аккумуляторных батарей выглядит так.

  1. Демонтируется плата управления. На ее место устанавливается рабочая, снятая с другого блока такого же типа.
  2. Извлекаются отдельные аккумуляторы и тестируются. При помощи регулируемого блока питания на каждый подается 4В с током 200 мА. Если напряжение растет — единица исправна.

Если батарея не работает из-за выхода из строя одного элемента, найти и заменить виновного не составит труда. Но у аккумуляторов данного типа существуют и другие проблемы.

У литий-ионных батарей есть стандартная технологическая особенность: носитель заряда в них разлагается. Поэтому, несмотря на отсутствие памяти и стабильный набор предела напряжения, при нормальной эксплуатации через три года емкость изделия падает в 2 раза.

Однако в рамках всей батареи есть другая проблема. Она называется разбалансировка узлов питания. Проявляется она в виде постепенного снижения полезной емкости, времени работы шуруповерта. Определить разбалансировку можно только при разборке батареи. Извлекаются все единицы питания. Желательно это делать после полной зарядки батареи. Каждый из аккумуляторов тестируется. Если напряжение на некоторых меньше остальных, необходимо устранять разбалансировку.

Данная проблема известна пользователям электронных сигарет. Сегодня в продаже есть множество вариантов зарядных устройств, способных устранить разбалансировку группы литий-ионных батарей. Однако в бытовых условиях можно воспользоваться более дешевым методом: каждый из элементов заряжается отдельно. При этом рекомендуется найти данные от производителя о номинальных токах и времени заряда. Используя регулируемый блок питания, можно разрядить элементы до одинакового уровня.

Балансировочная плата для литий-ионных АКБ

Никель-кадмий

Никель-кадмиевые батареи имеют незначительный эффект памяти, выдерживают отрицательные температуры, долго хранят заряд без заметного снижения характеристик. Однако их конструкционные особенности также формируют некоторые негативные факторы отказа.

Во-первых, никель-кадмиевые батареи имеют электролит. Он со временем испаряется. В результате никакие методы реанимации не помогут. Элемент питания подлежит замене.

Во-вторых, никель-кадмиевые батареи чувствительны к механическим воздействиям. На этом базируется один из пары основных методов реанимации. Элемент можно восстановить:

  • деформируя или наоборот, возвращая исходную форму элементу;
  • подачей повышенного напряжения и токов при помощи регулируемого блока питания.

Методы восстановления аккумуляторных банок

В некоторых случаях (при заказе на АлиЭкспресс, например) новые банки ждать приходится неделями. А работать надо. В таком случае можно попытаться временно улучшить характеристики «подсевших» батареек.

Краткосрочно можно характеристики возобновить

Никель-кадмиевые аккумуляторы

Ni-Cd аккумуляторы пересыхают, когда нагреваются во время работы. Есть несколько вариантов восстановления плотности/количества электролита.

Долить в электролит дистиллированную воду. Их аккуратно извлекают из блока, не повредив пластины. Дальше действия такие:

      • В корпусе — ближе ко дну или верху — проделывают аккуратно отверстие. Диаметр — не больше 1 мм. Оно должно быть только в оболочке. Следите, чтобы сверло не прошло дальше.
      • Батарейку кладём набок, дыркой кверху. 

      • В шприц набираем дистиллированную воду. Добавляем воду внутрь пока не начинает выливаться и оставляем на сутки.
      • Временно восстановить емкость аккумуляторной батарейки можно если уплотнить электролит внутри никель-кадмиевых элементов. Для этого корпус надо равномерно сжать по всей высоте. Не сжимать только верх и низ, чтобы не повредить выводы.

Сильно разряженная батарея может не принимать заряд. Чтобы «стронуть» её с нуля нужно кратковременно подать мощный импульс. Конденсатор ёмкостью 7000 — 7500 мкФ, заряженный до 10 — 20 В подключают к банке. Проверяем остаточный заря на банке, он не должен быть выше 0,6 — 0,8 В. Пробуем принимает ли элемент заряд.

Как восстановить литий-ионный аккумулятор

Литий-ионные батареи от перегрева вздуваются. Повышенное давление внутри изгибает контактную пластину. Такие батарейки можно увидеть, легко заметить. Для уверенности можно проверить их заряд. Обычно он очень низкий или нулевой. Восстановить вздутый литий-ионный аккумулятор получается редко, но можно попробовать. Нужно выпустить избыток газа. Аккумулятор извлекаем из блока, не отрывая контактной пластины. Манипуляции проводим такие:

  • Отгибаем пластину на положительном контакте, но не отрываем её.
  • Под пластину заводим шило. Медленно вводим остриё внутрь батареи пока не начнёт выходи́ть газ.
  • Когда газ выйдет, отверстие заделывают клеем, силиконом, любым другим способом.
  • Припаиваем пластину на место.

  • Устанавливаем батарейку в блок и заряжаем его, проверяя вольтаж восстановленного элемента.
  • Разряжаем батарею и проводим повторные измерения.

Нельзя сказать, что описанные способы восстановления аккумуляторных батареек работают всегда. Все они рискованны. Электролит в батарейках — гелеобразная едкая субстанция, которая, попав на кожу, вызывает химический ожог. Потому все работы проводим очень аккуратно. Тем не менее иногда восстановленный аккумулятор может проработать несколько месяцев без проблем, что позволяет выждать требуемое время.

Методы определения неисправности батареи

Электрическая цепь АКБ собрана по последовательной схеме, поэтому в первую очередь нужно понять, какой элемент неисправен, так как нарушение работы хотя бы одной банки, влечёт за собой почти полную потерю работоспособности всей батареи. Одновременный выход из строя всех элементов почти невозможен. В связи с этим, необходимо определить деталь схемы, функционирующую с существенными отклонениями от технических параметров.

Метод с использованием мультиметра

Учитывая одинаковый уровень напряжения на всех батарейках цепи, найти неисправный элемент можно, используя прибор для измерения напряжения (мультиметр), который перед этим нужно обязательно переключить его в режим измерения напряжения.

Сама методика определения неисправности выполняется по следующему алгоритму:

аккумулятор необходимо полностью зарядить;
после полной зарядки устройство нужно разобрать. Для этого следует выкрутить несколько фиксирующих винтов. Если батареи сделаны без винтов, придётся аккуратно разделить корпус в местах склейки при помощи ножика. При этом постарайтесь не прикладывать много физических усилий, чтобы не деформировался пластик на корпусе;

с помощью прибора производим поочерёдные замеры напряжения на каждой батарейке. Полученные данные, где напряжение ниже нормы, желательно, записать карандашом на корпусе. Маркировать такие детали необходимо, чтобы в дальнейшем их не спутать с исправными, ведь они по внешнему виду идентичны;
потом собираем батарею и устанавливаем её в шуруповёрт. Разряжаем батарею устройства до заметного понижения мощности

Чтобы это сделать быстрее, можно произвести электроинструментом ряд силовых операций;
после полной разрядки корпус снова разбирается, производятся повторные замеры напряжения на каждом участке цепочки, при этом особое внимание необходимо уделить помеченным деталям;
если произошло падение напряжения на одном из элементов на 0,5-0,7 Вольта, деталь неисправна.

Метод нагрузки

Такая технология выявления неисправности аналогична уже рассмотренной, только в этом случае для разряда батарейки используется лампочка.

Сначала нужно полностью зарядить аккумулятор. Затем подключаем к каждой банке по одной лампочке или моторчик малой мощности. Это позволит определить неработоспособный элемент без электроизмерительного прибора. Визуально подключённая лампочка неработающей банки будет гаснуть гораздо быстрее исправных батареек.

Для получения более точных результатов, можно измерительным прибором определить значение напряжения на каждой банке под нагрузкой. Этот результат будет более точным. Если напряжение на батарейке меньше номинального значения на 0,5-0,7 Вольта, то она считается неисправной.

Как отремонтировать аккумулятор для шуруповерта своими руками

Аккумуляторный инструмент очень удобный за счет своей мобильности, но при этом имеет один важный недостаток – это срок службы аккумулятора. Рано или поздно наступает момент, когда даже после новой зарядки аккумулятор шуруповерта больше не в состоянии работать дольше нескольких минут. Возникает вопрос: либо покупать новый, либо попытаться произвести ремонт аккумулятора шуруповерта своими руками и таким образом продлить ему жизнь.

Определение неисправности

Перед началом работы следует аккуратно разобрать аккумулятор, как правильно это сделать смотрите на видео.

Независимо от фирмы производителя, все аккумуляторы у шуруповерта имеют приблизительно одинаковую структуру. После разбора можно увидеть, что аккумулятор состоит из последовательно соединенных между собой элементов (банок). Каждая банка имеет одинаковое напряжение, а из школьного курса физики мы знаем, что:

При последовательном соединении напряжение аккумулятора равно сумме напряжения всех его элементов.

В нашем случае мы будем рассматривать никель – кадмиевый аккумулятор (Ni – Cd). С преимуществом и недостатком этого аккумулятора, а также других типов батареи вы можете почитать в статье: «Как выбрать аккумуляторный шуруповерт».

В аккумуляторе 15 бочек, каждая по 1,2 В, в суме будет 1,2*15=18 (В).

Так как элементов у аккумулятора много, все они не могут выйти из строя одновременно, а в последовательной цепи поломка одного элемента сильно влияет на работу всей батареи. Наша задача найти самое слабое звено или звенья. Из инструментов нам понадобится мультиметр.

План действий по выявлению неисправного элемента

  1. Полностью зарядить аккумулятор шуруповерта;
  2. Разобрать аккумулятор;
  3. Разложить аккумуляторную батарею в цепочку;
  4. Тестером последовательно проверить каждый элемент (исправная бочка должна показать 1,2 – 1,4 В);
  5. Отметить элементы с явно заниженным напряжением (на 0,5 – 0,7 В меньше нормы).

Таким образом, мы нашли один или несколько неисправных элементов. Теперь для того, чтобы отремонтировать аккумулятор для шуруповерта нужно восстановить или заменить нерабочий элемент.

Восстановление аккумулятора шуруповерта

Восстановлению не подлежат аккумуляторы типа Li-Ion, так как практически не имеют «эффекта памяти». Мы рассмотрим два метода как реанимировать аккумулятор шуруповерта типа Ni-Cd.

  • Уплотнение или сжатие. Аккуратное сжатие банки аккумулятора до возникновения легкой деформации корпуса.
  • Прошивка высоким напряжением. Краткосрочное воздействие на банку более высоким напряжением позволит частично устранить «эффект памяти» и восстановить номинальную емкость. Как оживить аккумулятор шуруповерта смотрите на видео.

Если предложенные методы вам не помогли – приступаем к замене элементов батареи.

Замена поврежденных элементов аккумулятора

Восстановление аккумулятора шуруповерта позволяет только на время улучшить его состояние, а замена элементов практически сделает его новым.

Для ремонта вам потребуются новые элементы либо другой ненужный аккумулятор, откуда эти элементы можно извлечь. Ещё нужно взять паяльник, олово и малокорозийный флюс.

Сам ремонт не будет сложным, даже для людей без специальных знаний и навыков. Просто отрезаем неисправный элемент и на его место припаиваем новый (см. фото).

При ремонте аккумулятора шуруповерта соблюдайте несколько рекомендаций:

  • При пайке старайтесь не перегревать батарею;
  • Используйте «родные» пластины для соединения элемента, это позволит избежать лишнего нагревания;
  • Не перепутайте полюса при установке нового элемента. Минус предыдущей банки ставьте к плюсу новой банки, а минус новой к плюсу следующей и т.д.

После ремонта следует выровнять потенциалы на всех элементах шуруповерта. Для этого нужно полностью зарядить аккумулятор и оставить на сутки в покое. Если ремонт прошел удачно, мультиметр на каждой банке должен показать примерно 1,2В.

После проверки устраняем «эффект памяти». Для этого нужно несколько раз полностью разрядить / зарядить аккумулятор. Такую процедуру стоит проводить раз в 3 месяца, как профилактику от нежелательной памяти. Это позволит значительно продлить жизнь вашему шуруповерту, до того времени, пока не захотите купить уже новую модель.

Надеемся, что данная статья помогла вам, и теперь вы знаете как отремонтировать аккумулятор для шуруповерта своими руками.

Ремонт зарядного устройства для шуруповерта

Выход из строя одного элемента происходит в основном из-за так называемого эффекта памяти. После каждой зарядки шуроповерта, емкость аккумулятора постепенно снижается и доходит до критической точки. Восстановление отдельно взятого аккумулятора позволит привести в рабочее состояние всю батарею.

Для восстановления аккумулятора можно воспользоваться разными способами, однако не все они дают положительный результат. Один из таких вариантов заключается в многократном цикле зарядок-разрядок. Отдельно взятый элемент полностью заряжается, а затем разряжается с помощью лампочки. Данная процедура повторяется до тех пор, пока емкость заряда, набираемая аккумулятором, не окажется достаточной для нормальной работы. Если восстановления не произошло, значит аккумулятор полностью вышел из строя и подлежит утилизации.

Иногда может помочь так называемая шоковая терапия. На элемент, признанный неисправным, вместо 1,2 В подаются полные 12 вольт. Риска никакого нет, поскольку аккумулятор и так должен был выбрасываться.

Некоторые мастера пытаются экспериментировать с никель-кадмиевыми элементами, укладывая их в морозильную камеру примерно на 1 час. Потом замороженный аккумулятор помещается в полиэтиленовый пакет и по нему нужно чем-либо постучать. В некоторых случаях батарейка на короткое время начинает работать. Если же неисправный аккумулятор восстановить не удалось, его необходимо заменить. Возможно использование исправных аккумуляторов из другой старой батареи.

Точечная сварка есть не в каждом доме, поэтому все соединения придется выполнять методом пайки. В качестве соединителей используются жестяные пластинки. По окончании работ места соединений протираются спиртом для удаления остатков флюса. Батарея собирается в корпус и ставится на зарядку. После того как она полностью зарядится, ее нужно так же полностью разрядить, чтобы выровнять элементы. Вновь заряженная батарея будет уже готова к использованию.

Как восстановить аккумулятор шуруповерта

Как выбрать шуруповерт

Как восстановить аккумулятор ноутбука

Сколько времени заряжать аккумулятор

Как проверить мультиметром емкость аккумулятора

Расчет времени работы инвертора от аккумулятора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector