Как отрегулировать давление в гидроаккумуляторе
Содержание:
- Полезные советы и рекомендации
- Правила запуска и настройки оборудования
- Ситуации, не требующие регулировки
- Подготовка гидробака и его регулировка
- Подготовка гидробака
- Устройство расширительного бака и реле давления
- Влияние давления воздуха в баке
- Структура и порядок функционирования реле
- Список частых поломок
- Гидроаккумулятор
- Часто встречающиеся ситуации
- Принцип работы и устройство
Полезные советы и рекомендации
Каждый владелец насосной станции желает, чтобы оборудование нормально функционировало на протяжении долгого времени. Для этой цели требуется изучение принципа работы реле давления и регулярный контроль над каждым элементом. В частности специалисты рекомендуют один раз в три месяца замерять показатели давления в гидроаккумуляторе. Регулярный контроль и настройка позволяют стабилизировать работу всей насосной станции. Кроме того в процессе контроля можно выявить недостатки и внезапные поломки оборудования, которые требуют скорейшего устранения.
Контроль состояния системы в большинстве случаев заключается в регулярной фиксации показаний водяного манометра при включении и выключении насоса. Нормальной считается работа оборудования при значениях, которые были установлены в процессе настройки реле давления.
При измерении давления не стоит забывать о погрешности в точности показаний манометра. Дело в том, что между подвижными частями прибора может возникать трение, что в некоторой степени влияет на показатели. Для получения более точных результатов измерения перед началом процесса можно смазать трущиеся детали измерительного прибора.
Недостатком любого механизма можно назвать его износ в процессе эксплуатации. Реле давления в этом случае не является исключением. По этой причине при выборе оборудования следует отдавать предпочтение более прочным изделиям. Кроме того следует понимать, что точная настройка водяного насоса и реле давления также позволяет продлить эксплуатационный период оборудования. Также необходимо уяснить, что постоянная работа при максимально допустимых значениях верхнего давления негативно сказывается на долговечности реле.
Перед тем как выполнить установку насосной станции рекомендуется провести тщательную очистку водопровода. В крайнем случае, может потребоваться полная замена старых металлических элементов системы более современными пластиковыми конструкциями.
В процессе настройки реле следует обратить внимание на регулировочные пружины, которые также требуют бережного обращения. Сильное сжатие пружин при регулировке реле может стать причиной погрешности в работе устройства
Кроме того срок службы пружины в этом случае существенно снижается, не исключены поломки реле давления после недолгого времени использования.
Для этой цели выполняют следующие действия:
- Откручивают крепежные болты на корпусе реле.
- Снимают мембранный узел.
- Промывают внутреннюю часть и все мелкие отверстия.
В некоторых ситуациях не требуется разборка устройства, достаточно прочистить отверстия, просто сняв реле давления. При обнаружении засоров также можно прочистить всю насосную станцию.
Если замечены подтеки воды из корпуса реле давления для скважины, то можно предположить, что загрязнения повредили мембрану. Такое устройство подлежит полной замене.
Правила запуска и настройки оборудования
Перед первым запуском насосного оборудования сначала необходимо подготовить гидроаккумулятор, поскольку от правильно подобранного давления в нем зависит стабильность работы всей системы водоснабжения. Высокий показатель давления в баке будет провоцировать частое включение и выключение агрегата, что не лучшим образом скажется на его долговечности. Если в воздушной камере бака будет заниженное давление, то это приведет к чрезмерному растяжению резиновой груши водой, и она выйдет из строя.
Гидробак подготавливается следующим образом. Прежде, чем накачать воздух в бак, убедитесь, что груша, находящаяся внутри него, пустая. Далее, проверьте автомобильным манометром давление в баке. Как правило, новые баки закачиваются воздухом на заводе. Гидробаки до 25 л должны иметь давление в пределах 1,4-1,7 бар. В емкостях на 50-100 литров давление воздуха должно быть в диапазоне от 1,7 до 1,9 бар.
Совет! Если показания манометра ниже рекомендуемых, то следует закачать воздух в бак, используя автомобильный насос, и отрегулировать его, ссылаясь на показания манометра.
Первый запуск станции
Чтобы правильно произвести первый запуск насосной станции, поэтапно осуществите следующие действия.
- Выкрутите пробку, закрывающую отверстие для воды, находящуюся на корпусе агрегата. На некоторых аппаратах вместо пробки может находиться вентиль. Его следует открыть.
- Далее, заполните всасывающую трубу и насос водой. Прекратить лить жидкость следует, когда она начнет вытекать из отверстия для залива.
- Когда всасывающая труба будет заполнена, закройте отверстие пробкой (перекройте вентиль)
- Подсоедините станцию к электросети и включите ее.
- Для удаления оставшегося воздуха из оборудования следует приоткрыть кран в ближайшей к насосу точке водозабора.
- Дайте поработать агрегату в течение 2-3 мин. За это время из крана должна политься вода. Если этого не произошло, то следует отключить насос и повторно залить воду, после чего произвести запуск насосной станции.
Настройка автоматики
После успешного запуска требуется проверить и настроить работу автоматики. Новое реле давления имеет заводские настройки верхнего и нижнего порога давления, при достижении которых оно включает или выключает насос. Иногда возникает необходимость изменить данные значения, выставив их на нужное давление включения-выключения.
Регулировка автоматики происходит следующим образом.
- Отключите агрегат и слейте воду из гидроаккумулятора.
- Снимите крышку с реле давления.
- Далее, следует запустить насос, чтобы начала набираться вода в гидробак.
- При отключении аппарата запишите показания манометра — это будет значение верхнего порога отключения.
- После этого откройте кран в самой отдаленной либо самой верхней точке водозабора. По мере вытекания из него воды, давление в системе начнет снижаться, и реле включит насос. Показания манометра в этот момент будут означать нижний порог включения. Запишите это значение и найдите разницу между верхним и нижним порогом.
В норме, давление включения должно равняться 2,7 бар, а отключения – 1,3 бар. Соответственно, разница давлений при этом составляет 1,4 бар. Если полученная цифра равняется 1,4 бар, то менять ничего не нужно. При заниженном давлении агрегат будет часто включаться, что спровоцирует преждевременный износ его узлов. При завышенном насос будет работать в более щадящем режиме, но при этом будет очевидна разница в напоре: он будет нестабильным.
Совет! Чтобы увеличить разницу давлений, следует затянуть гайку на малой пружине. Для уменьшения разницы гайка отпускается.
Во время проверки работы реле обратите внимание, с каким напором вытекает вода из крана. Если напор слабый, то потребуется настройка давления
В данном случае, давление в системе должно быть выше. Чтобы поднять его, следует отключить аппарат и немного затянуть гайку, прижимающую большую пружину реле давления. Чтобы уменьшить напор, гайку необходимо ослабить.
Ситуации, не требующие регулировки
Причин, когда насос не выключается или не включается, может быть множество – от засора в коммуникациях до выхода из строя двигателя. Поэтому, прежде чем начать разборку реле, следует убедиться, что остальное оборудование насосной станции работает исправно.
Если с остальными приборами все в порядке, проблема в автоматике. Переходим к осмотру реле давления. Отключаем его от штуцера и проводов, снимаем крышку и проверяем две критические точки: тонкий патрубок подключения к системе и блок контактов.
Чтобы проверить, чистое ли отверстие, необходимо произвести демонтаж прибора для осмотра, а при обнаружении засорения выполнить чистку.
Качество водопроводной воды не идеально, поэтому часто проблема решается обыкновенной чисткой входного отверстия от ржавчины и минеральных отложений.
Даже у приборов с высокой степенью защиты от влаги могут происходить сбои из-за того, что окислились или подгорели контакты проводов.
Если очистительные мероприятия не помогли, а регулировка положения пружин также была напрасной, скорее всего, реле не подлежит дальнейшей эксплуатации и его следует заменить новым.
Предположим, вам в руки попал старый, но действующий прибор. Его регулировка происходит в том же порядке, что и настройка нового реле. Перед началом работы убедитесь в целостности прибора, разберите его и проверьте, все ли контакты и пружины на своих местах.
Подготовка гидробака и его регулировка
Перед поступлением гидроаккумуляторов в продажу в них на заводе закачивают воздух под определенным давлением. Закачка воздуха происходит через золотник, установленный на данной емкости.
Под каким давлением находится воздух в гидробаке, можно узнать из этикетки, приклеенной к нему. На следующем рисунке красной стрелкой указана строка, в которой обозначено давление воздуха в накопителе.
Также данные замеры силы сжатия в баке можно произвести, используя автомобильный манометр. Измерительный прибор подключается к золотнику бака.
Чтобы начать регулировать силу сжатия в гидробаке, необходимо его подготовить:
- Отключите оборудование от электросети.
- Откройте любой кран, установленный в системе, и дождитесь момента, когда жидкость перестанет течь из него. Конечно же, будет лучше, если кран будет находиться недалеко от накопителя или на одном этаже с ним.
- Далее, замерьте силу сжатия в емкости, используя манометр, и запомните это значение. Для накопителей небольших объемов показатель должен быть около 1,5 бар.
Чтобы правильно отрегулировать накопитель, следует учитывать правило: давление, вызывающее срабатывание реле на включение агрегата, должно превышать силу сжатия в накопителе на 10%. Например, реле насоса включает двигатель при 1,6 бар. Значит, необходимо создать и соответствующую силу сжатия воздуха в накопителе, а именно 1,4-1,5 бар. Кстати, совпадение с заводскими настройками здесь не случайно.
Если датчик настраивается для запуска двигателя станции при большем, чем 1,6 бар силе сжатия, то, соответственно, и настройки накопителя меняются. Увеличить давление в последнем, то есть накачать воздух, можно, если воспользоваться насосом для накачки автомобильных шин.
Совет! Коррекцию силы сжатия воздуха в накопителе рекомендуется проводить хотя бы 1 раз в год, поскольку за зиму она может снижаться на несколько десятых бар.
Подготовка гидробака
Гидробак, накопительная ёмкость или гидроаккумулятор – это герметичный резервуар, состоящий из двух частей. В одной части в виде резиновой груши происходит накопление воды. А другая часть – это пространство между стенками груши и внутренней поверхностью гидробака, в которую закачано определённое количество воздуха.
Поскольку в груше происходит накопление воды, она подключается к системе водоснабжения. Закачивание воздуха во вторую камеру можно выполнить при помощи обычного автомобильного насоса. Благодаря этому воздуху происходит сжатие груши с водой, что способствует поддержанию определённого давления в трубах водоснабжения. Благодаря этому после открывания крана движение воды по трубопроводу происходит под напором без включения насоса.
Слишком высокий или низкий показатель может привести к частому пуску и остановке насоса, что негативно скажется на сроке эксплуатации прибора. Пониженное значение может приводить к чрезмерному растяжению груши и быстрому выходу её из строя.
Последовательность подготовки гидробака:
- Перед тем как закачивать воздух в гидробак или перед проверкой показателей, необходимо произвести слив воды из трубопровода. Для этого нужно открыть нижний кран. В итоге груша в накопительном баке опустеет.
- Теперь можно производить закачку воздуха и проверку давления. Оно должно быть на 10 процентов меньше, чем нижний показатель. Если вы ещё не настраивали систему и не знаете, какое должно быть нижнее значение, то регулировку делают так:
- если объём гидробака равен 20-25 л, то ставим давление в пределах 1,4-1,7 бар;
- при вместительности накопительного бака в пределах 50-100 л показатель требуется выставить в районе 1,7-1,9 бар.
Устройство расширительного бака и реле давления
Например, часто случаются ситуации, когда аппарат просто перестает включаться, либо работает без остановки достаточно продолжительное время. Это явные признаки неисправности реле давления воды.
Обычно это устройство представляет собой небольшую коробочку с выходящими из нее проводами. Чтобы добраться до регулировочных пружин, необходимо отвернуть пластиковый винт, располагающийся сверху.
Внутри установлены две пружины — одна больше, вторая меньше, а также механизм автоматики контактной группы. Малая пружина необходима для регулировки разницы давлений. Большая — для регулировки давления отключения.
Для этой процедуры необходимо обязательно обесточить электрическую часть станции и слить воду.
Гидрофор состоит всего из трех частей:
- корпус;
- ниппель;
- резиновая диафрагма.
Резиновая груша крепится к корпусу гидрофора обратным клапаном (ниппелем), через который давление либо добавляется, либо сбрасывается.
Измерить давление можно при помощи автомобильного манометра, используемого автомобилистами для измерения давления в колесах.
Нагнетать давление в ресивер можно автомобильным или велосипедным насосом.
В зависимости от объема расширительного бака подбирается и давление. Нормальным считается давление воздуха, которое на 10% меньше, чем давление, при котором включается оборудование.
Например, если давление, при котором электродвигатель начинает работать, составляет 2 бар, то выставить давление воздуха следует на 1,9 бар, то есть спустить или накачать резиновую грушу.
Влияние давления воздуха в баке
От величины давления воздуха в гидроаккумуляторе(см.Схема подключения гидроаккумулятора к погружному насосу: какая лучше) оборудования зависит его нормальная работа, но оно никакого отношения не имеет к регулировке реле. Оно в любом случае начнет срабатывать при определенном «нижнем» и «верхнем» давлении, независимо от его наличия в баке.
При отсутствии воздуха в мембранном баке может привести лишь к полному заполнению водой и давление в системе начнет повышаться моментально до «верхнего» и насос будет сразу же отключаться, после прекращения забора жидкости. При каждом открытии крана насос включается, оно будет сразу падать до «нижнего» предела.
При отсутствии гидроаккумулятора реле будет срабатываться все равно. Пониженное давление воздуха приводит к сильному растягиванию мембраны, а повышенное — к недостаточному заполнению бака водой. В этом случае избыточное давление воздуха станет вытеснять жидкость.
Для нормальной работы насосной станции и долгой службы мембраны, необходимо, чтобы давление воздуха было на 10% меньше «нижнего», установленного при регулировке. Тогда гидроаккумулятор будет нормально заполнен водой, а мембрана слишком растягиваться не будет, а значит ее надолго хватит. Насос при этом будет включаться с интервалами, соответствующими отрегулированному в реле ∆P.Помимо этого, необходимо проверять давление воздуха в баке насосной станции при отсутствии в нем давления жидкости. В этом случае нужно открыть кран, расположенный в системе ниже всего, и слить всю воду.
Подробности регулировки реле давления хорошо показывает видео в этой статье.
Соблюдая такие простые рекомендации, насосная станция будет долго эксплуатироваться в исправном состоянии.
Структура и порядок функционирования реле
Задача реле заключается в поддержании необходимого давления воды в системе водопровода, что способствует безупречной работе всех единиц насосной станции и обеспечивает ее сохранность. После установки этой компактной конструкции на гидроаккумулятор требуется произвести правильную коррекцию заводских настроек под определенный водопровод и конкретную мощность насоса.
Процедура регулирования не сопровождается особыми сложностями. Но для ее грамотного выполнения следует ознакомиться с функциональными особенностями и техническими характеристиками реле.
Конструктивные принципы
Реле давления не отличается замысловатостью в устройстве. Его механизм включает в себя следующие составляющие:
- Корпус реле давления.
- Фланец, при помощи которого к системе подсоединяется модуль.
- Гайка, служащая для регулирования отключения агрегата.
- Гайка, корректирующая силу сжатия в емкости, позволяющую аппарату включаться.
- Клеммы (винтовые зажимы), предназначенные для подключения проводов, которые тянутся от насоса.
- Место для присоединения кабеля от электрической сети.
- Клеммы для обеспечения заземления.
- Муфты для фиксирования электропроводов.
В нижней части модели находится металлическая крышка, за которой расположены поршень и мембрана. В зависимости от особенностей устройства насосной станции и изготовителя реле могут отличаться своей конфигурацией, размерами и расположением узлов и деталей.
Специфика работы
Реле насосной станции оснащено пружинами, благодаря которым выставляются параметры давления, способствующего включению и отключению насоса. Эти пружины имеют разный размер, благодаря большей из них производится установка нижнего порога срабатывания, то есть приводится в действие насос. Маленький элемент отвечает за прекращение работы — выключение насоса.
Данная автоматика исключает потребность собственноручно включать и выключать устройство, подкачивающее воду. Большая пружина, находясь в исходном состоянии, производит максимальное давление на пластину. Это приводит к тому, что контакты контура, за счет которого питается насосная установка, смыкаются между собой, соответственно, подпитывая этим электродвигатель, и вода поступает в емкость.
Прибывающая жидкость способствует достижению максимального показателя давления, которое приводит к размыканию контактов, а значит, и к прекращению работы оборудования.
Проверка давления
После приобретения насосного оборудования и перед вводом его в эксплуатацию потребуется осуществить проверку уровня давления, заданного производителем в процессе изготовления. Это вызвано тем, что хранение и перевозка изделий сопровождается утечкой определенного объема воздуха из системы, приводящей к сбою в заводских настройках.
По этой причине система не сможет функционировать корректно из-за отсутствия необходимого давления. Кроме этого, насосная станция не сможет включаться на нижнем уровне, что приведет к проблемам в водоснабжении квартиры или частного дома. Проверка давления выполняется при пустом баке и отключенном от электрического питания оборудовании.
Для проведения такой процедуры совершаются следующие действия:
- С гидроаккумулятора снимается колпачок из пластмассы, выполняющий защитную роль и закрывающий ниппель (соединительную трубку).
- При помощи автомобильного манометра на открывшемся элементе измеряется давление воздуха в баке. Автовладельцам этот процесс немного напомнит проверку колес.
- За норму следует принимать показатель в полторы атмосферы.
- В случае превышения этого показателя производится стравливание воздуха в емкости и повторная проверка. Недостача воздуха и давления устраняется путем подкачки с использованием автомобильного насоса.
- Для одноэтажного строения вполне подойдет одна атмосфера, за норму же принимается показатель от одной до полутора атмосфер.
При пониженном давлении можно использовать бытовую технику, требующую подачу воды, например стиральную машину и оборудование для мытья посуды. По этой причине профессионалы рекомендуют владельцам тщательно взвесить аргументы и остановиться на приемлемом для них показателе давления в гидроаккумуляторе, учитывая износостойкость насосной системы. На грушу, входящую в ее состав, негативно воздействует как недостаток (ниже одной атмосферы), так и излишек (больше 1,5 атмосфер) давления.
Данную процедуру желательно проводить не только после покупки оборудования, но и раз в месяц в процессе его работы. Для этого бак освобождается от воды, а сам агрегат отключается от электрической сети.
Список частых поломок
К характерным причинам неполадок в автоматике относятся:
- подгоревшие контакты;
- солевые отложения на спиралях;
- засор и ржавчина гидравлического входа;
- попадание в мембранный отсек песка, других инородных частиц и образование отложений;
- неправильные механические настройки автоматики.
Еще одной причиной сбоя с прокачкой воды, не связанной напрямую с неисправностью самого реле, могут быть скачки напряжения в электросети.
Почему не работает и что с этим делать?
Если диагностика показала, что сама насосная станция исправна, то тогда следует обратить внимание непосредственно на реле давления. Алгоритм действий будет зависеть от того, как проявляется неисправность этого блока
Часто срабатывает
При стабильном давлении в гидробаке, главная причина самопроизвольных частых включений насоса — сбой настроек автоматики. Для регулировок к системе должен быть подключен манометр.
Наиболее востребовано в местном водоснабжении реле РДМ-5, с предустановленными настройками порогов срабатывания:
- нижнее давление — 1,4 атм.,
- верхнее — 2,8 атм.
Пошагово, это стандартное реле регулируется так:
- Снять крышку блока.
- Правым вращением гайки пружины большего размера поднять до нужного, например 3,8 атм., давление отключения. При этом поднимется и нижняя граница запуска.
- Левым вращением регулятора меньшей спирали установить нужную дельту давлений.
Спирали, особенно меньшая, очень восприимчивы к регулировкам, поэтому настраивать их следует очень аккуратно, с постепенным, по 45о оборотами закручиванием гаек.
Не отключает насос
К самым распространенным причинам несрабатывания реле на отключение насоса относятся:
- Залипание и в, тяжелых случаях при мощных пусковых токах, оплавление контактов прерывателя. Если контакты не повреждены, то дефект устраняется их зачисткой тонкозернистой наждачкой, мелким надфилем или пилкой для ногтей.
- Завышен перепад между порогами срабатывания реле. Следует выставить рекомендованные производителем или оптимальные для конкретного насоса настройки.
Желательно поддерживать дельту давлений в интервале от 1,2 до 1,6 атм.
Щелкает и часто отключается
На практике можно встретиться с еще одной неисправностью блока автоматики, отвечающего за давление воды, — периодическое щелкание.
Если причина не связана, как описывалось выше, с поломкой в самой системе водоснабжения, (чаще – завоздушивание) или отсутствие давления в гидробаке (порвана мембрана), значит дело в автоматике.
Обобщив многочисленные мнения по этой проблеме на форумах инженерной тематики, можно сделать вывод, что имеется только один возможный вариант ее решения — попытаться устранить частое срабатывание автоматики (щелкание) увеличением разницы порогов срабатывания реле.
Если проблема этим не решается, то — только замена блока.
Просто не срабатывает
Реле может не замыкается на включение по следующим причинам:
- Недостаточное напряжение в сети — автоматика требовательна к этому параметру.
- Окисление контактной группы — необходимо разобрать устройство и почистить контакты.
- Установлен завышенный предел давления отключения автоматики.
- Известковые и прочие отложения в пятивыводном штуцере с манометром, подключающем реле к насосу (пятернике), или забито отверстие мембранного отсека — необходимо снять реле и почистить деталь.
- Попадание песка в мембранную часть блока, что мешает воздействию диафрагмы на поршень. Последнее часто наблюдается, если насос закачал песок. Необходимо разобрать реле, аккуратно все вычистить и промыть.
Гидроаккумулятор
Резерва в гидроаккумуляторе (он же мембранный, расширительный бак) хватит для умывания и некоторых других небольших потребностей (питье, готовка малого объема пищи), при этом нет необходимости включать нагнетатель.
ГА представляет собой герметичную металлическую емкость (баллон) внутри с резиновой мембраной или грушей, разделяющей сосуд на 2 части: одна со сжатым воздухом, вторая — для воды. Первый в емкости создает давление, оно сжимает шар с жидкостью, выталкивая ее в водопровод. А при наполнении резиновой части водой сжимается уже воздух, увеличивающий свой натиск на грушу для последующего выдавливания.
При постепенном расходе натиск внутри ГА снижается, пока не достигает порога запуска помпы. Затем, после расхода, бак наполняется, соответственно, число мПа плавно повышается — достигается значение отключения насоса. Процесс обеспечивает именно ровный стабильный напор, какие бы скачки ни были на входе в бак.
Роль гидроаккумулятора
Регулировка давления тесно связанная с ГА (в среднем его объем 20…100 л), реле без него будет работать, но полноценной схема будет только с ним.
В чем важность устройства:
- именно мембранный бак создает нужное давление, затребованные для эффективного функционирования рамки регулировки, широкий диапазон пороговых значений вкл./откл.;
- обеспечивает ровный напор, исключает гидроудары, одних из самых губительных явлений для труб и всего оборудования;
- создает резерв, затребованный при сглаживании напора и при перерасходе.
Цель и задача подсоединения реле давления к насосу — чередование включений его и гидробака. Главная функция прибора как у всех реле — сцепление/расцепление контактов электропривода, когда достигаются выставленные пользователем пороговые значения, в нашем случае давления.
Место расширительного бачка в схеме с глубинной помпой:
Расположение гидроаккумулятора в схеме с насосной станцией:
Расчет гидробака
Исчисление объема и давления для гидроаккумулятора (расширительной емкости) — отдельная тема, поэтому укажем только основы.
Иногда допускают ошибку думая, что чем больший объем, тем значительнее резерв, реже включается помпа и это лучше, но это только отчасти верно по таким причинам:
- нагрузки возрастают, ГА выходит из строя быстрее, а стоимость ремонта, замены мембраны более габаритных приборов намного выше;
- большая разница между мин. и макс. давлением приведет к понижению комфорта, например, душ принимается при 3.5 атм., которые будут понижаться в процессе до 1.5 атм. Такое снижение напора заметно, что может нервировать пользователя;
- высокий напор любит не вся сантехника, повышается риск протечек;
- слишком большой запас чреват застойными явлениями в баке.
Задача резервирования для ГА второстепенная, главная цель — сглаживание гидроударов и сокращение числа включений помпы. А для повышенного запаса ставят отдельно накопительные емкости.
Надо помнить следующий нюанс и осуществлять подбор с его учетом: вода в расширительном сосуде занимает в среднем около 1/3 общего объема бака, место для жидкости меняется с изменением давления в сосуде, что видно в приведенных нами таблицах.
Перед тем как отрегулировать реле давления воды, надо также помнить, что оптимальная разница между точками запуска/остановки ΔР 1.5–1.8 атм. На некоторых реле даже не предусмотрена регулировка этого значения — они изначально собраны именно под указанную цифру. Среднестатистически минимальный показатель в трубопроводе для водоснабжения частного дома — 1.5–1.8 атм., максимальный — 3 атм., при этом, как мы уже указали выше, запас воды в ГА — 1/3 от его общего объема. Это соотношение отлично видно по таблице.
Внутри резервного бака значение должно быть меньшим на 0.1–0.5 бар, чем для включения насоса (порога реле для запуска). Пример: для помпы с минимумом для активации автоматики в 1.6 бар нормальная величина в ГА — 1.3–1.5 бар. Это наименьшее значение для напора воздуха. Производители прописывают в инструкции и максимально возможное значение, оно у разных моделей колеблется, как правило, от 5 до 10 бар.
Крайне желательно настроить и подключить реле с учетом частоты вкл./выкл. насоса в час, указанной в его техдокументации. Есть общая рекомендация: при беспрерывной работе системы на максимальном расходе желательно, чтобы аппарат запускался не чаще 1 раза в 4–5 мин., то есть 12–15 раз/1 час.
Для точных исчислений в интернете есть множество калькуляторов, а также формулы, но это отдельная тема, тут мы укажем усредненные нормы подбора ГА:
- исходя из количества точек водоразбора:
- 1–2 — объем от 20 до 50 л;
- 3–4 — 80…100 л;
- 4–5 — 150…200 л;
- исходя из мощности наоса:
- 0.5 кВт — 24 л;
- 1 кВт — 50 л;
- 1.5 кВт — 100 л.
Часто встречающиеся ситуации
Во время эксплуатации насосной станции могут появляться различные сбои в ее работе, причина нарушений – неправильное включение/выключение электрического двигателя.
Необходимость замены реле
Замена выполняется в следующем порядке.
- Отключите питание и полностью слейте воду с гидроаккумулятора. Краны отставьте в открытом положении.
После этого закройте все водопроводные краны или главный вентиль на выходе, включите насос и выполните точную регулировку давления воды по вышеописанному алгоритму. Никогда не спешите. Работы несложные, но последствия ошибок могут быть очень печальными.
Насос постоянно включается/выключается
Это значит, что давление воды резко повышается до максимальных значений, двигатель при этом выключается. Давление столь же резко падает до минимальных и агрегат опять включается.
В этом случае реле давления трогать не надо, оно не виновато. Причина в гидроаккумуляторе – порвалась или сильно растянулась резиновая мембрана, размещенная внутри баллона. Она не расширяется, не принимает воду и не компенсирует повышение давления.
Как известно из школьных уроков физики, вода не сжимается. При включении насоса давление моментально поднимается, при выключении также моментально падает. Придется разбирать гидроаккумулятор и менять мембрану.
Для нормальной работы насоса рекомендуется давление воздуха в металлическом баллоне устанавливать примерно на 10% ниже параметра включения электрического двигателя. Давление проверяется только после полного спуска воды из гидроаккумулятора. Если она есть, то значения поднимаются и искажают регулировочные показатели.
Насос длительное время не выключается
Вначале все было нормально, а потом появилась такая проблема. Причина – износ насоса, он уже не может создавать нужное давление. Регулировка простая – немного уменьшите максимальное значение до момента выключения насоса. Чтобы иметь запас по надежности давление рекомендуется еще снизить на несколько десятых долей атмосферы. Если в результате регулировки показатели понижаются до критических, то придется менять водяной насос.
Воды в системе нет, а насос не включается
Есть три причины: неисправна проводка, закислились клеммы подключения или перегорел электрический двигатель. Для проверки надо иметь тестер и прозвонить электрооборудование, работы следует делать строго по правилам ПУЭ.
Видео — Регулировка давления насосной станции, реле давления
Источник
Эта пружина устанавливает параметры отключения насоса. При ее сжатии увеличивается максимальное давление. Регулируется гайкой. При отпускании гайки давление падает. Пружина установлена на подвижной пластине, включающей/выключающей клеммы. Подвижная пластина соединяется металлическим патрубком с гидроаккумулятором. Давление воды приподнимает ее, контакты размыкаются. |
С его помощью подается вода из гидроаккумулятора к реле. Одновременно фиксирует устройство на насосной станции. |
К одной подводится питание от сети, а вторая подает напряжение к электродвигателю. |
К нижним подключается фаза и ноль двигателя, к верхним питание сети. Соблюдать этот порядок необязательно. |
Соединяет металлический корпус насосной станции с заземлением дома или квартиры. Не надо путать нулевой провод и заземление, это разные понятия. |
Принцип работы и устройство
Устройство реле давления
Реле давления было изобретено в начале прошлого века. До сегодняшнего дня его конструктивная схема мало изменилась, не поменялся и принцип работы.
Датчик состоит из таких элементов:
- контактный блок;
- пружина, регулирующая разницу давления (нижнего порога);
- большие пружины рабочего давления (верхнего порога);
- место подключения электрических проводов;
- вход для подключения манометра и предохранительного клапана;
- отверстие для мембраны;
- кнопка вкл/выкл;
- пластиковый или металлический корпус.
При некоторых поломках требуется заменить реле давления, так как ремонтировать его нецелесообразно или дорого. Для этого нужно знать, как подобрать подходящее устройство, потому что производители не всегда поставляют детали под нужную модель. Политика направлена на то, чтобы люди покупали новый насос, а не ремонтировали старый.
Чтобы подобрать прибор, нужно знать его тип, функционал и рабочее давление – инструкцию к насосной станции желательно не терять. Есть реле для водозаборных устройств, воздуха и контроля перекачки химических веществ. Насосная бытовая станция обычно работает с чистой водой, реже с канализационными стоками или грязной жидкостью.
Наличие защиты от перегрева электродвигателя может входить в схему реле, но такой тип будет стоить дороже. Если есть возможность, лучше купить прибор с защитой, так как сама насосная станция стоит намного дороже.
Бывает однофазное или трехфазное реле. Они используются в насосных станциях для защиты от сухого хода. Это своеобразный датчик, который реагирует на коэффициент мощности, вырабатываемый оборудованием. При низких показателях устройство отключает насос. Это дополнительная функция, наличие которой делает прибор дороже.
Чтобы присоединить новое реле к насосу, нужно знать размер фланца. Он может обозначаться следующими цифрами: ¼, ½, 3/8.
На некоторых приборах есть механическая кнопка пуска. Она предназначена для принудительного включения или выключения датчика давления. Среди остальных дополнительных функций – клапан разгрузки и шкала настройки.