Способы прозвонки деталей платы мультиметром

Что делать если у мультиметра нет режима прозвонки

У некоторых бюджетных электронных тестеров нет отдельного режима прозвонки со звуковым оповещением, но при этом проверить целостность цепи можно и ими, только это не так удобно.

Например, у достаточно популярной модели dt 830b, нет зуммера, но вот режим проверки диодов есть, можно воспользоваться им, наблюдая изменение показаний на экране. Щупы при этом подключаются так же, как описано выше в порты COM и VΩmA.

Если показания при замерах на экране будут отличные от единицы – то электрическая связь на проверяемом участке есть. Проверить работоспособность этого способа можно соединив щупы, если все в порядке, то на экране должны появится нули.

В моделях мультиметров, где вообще нет никаких дополнительных функций, в частности в аналоговых приборах, прозвонить можно переключив регулятор в режим измерения сопротивления – омметра.

При этом выбирать необходимо самый минимальный доступный порог – например 50 Ом или 200 Ом. После чего измерять по обычной схеме, описанной выше, и смотреть за изменением показаний на экране – если изменения есть – цепь цела. Для домашних, бытовых условий, этого вполне достаточно, чтобы найти какой провод оборван, определить сгоревшую дорожку на плате и многое другое.

В следующих статьях мы поговорим о других полезных функциях и способах использования цифрового мультиметра в быту, определим фазу и ноль в розетке, измерим напряжение в сети и многое другое, оставайтесь с нами.

Техника безопасности при работе с тестером

При работе с электричеством необходимо соблюдать определенные правила:

Лучшим вариантом будет применение так называемых крокодилов, которые облегчат работу. Они сделают контакт надежнее и не будут занимать руки во время замера.
Перед проверкой цепи ее необходимо отключить от сети

Важно убрать из цепи даже обычные батарейки, а конденсаторы, если имеются, замкнуть, тем самым разрядив. Если пренебречь этим правилом, то тестер сломается.
Во время проверки длинного кабеля нельзя прикасаться руками к голым участкам, так как результаты могут исказиться.

Если вы хотите проверить целостность провода с большим количеством жил, то их нужно очистить от изоляции и разделить между собой. Далее нужно убедиться, что жилы не замкнуты. Чтобы было удобнее, можно закрепить одну жилу крокодилом, а все остальные проверять щупом со всеми вариантами.

В таком варианте писк будет значить, что жилы замкнуты между собой. При проверке кабелей, предназначенных для работы с высокими токами, этот момент очень важен.

Следующим шагом необходимо проверить, нет ли нарушения в проводнике. Для удобства можно соединить все жилы с одной стороны. Если на каком-то проводнике не будет звука, то это значит, что он поврежден.

Как проверить исправность автоматического выключателя при покупке без контрольных приборов

  • Посмотрите нанесение маркировки на корпус автомата. Она должна быть явно заводской и четко различимой;
  • Проверьте правильность маркировки: название фирмы производителя должно быть написано латинскими буквами и точно соответствовать (побуквенно) логотипу производителя;

Например, маркировка автоматов фирмы ИЭК ранее наносилось русскими буквами. Такое обозначение устарело. С 2006 года автоматы этого производителя маркируются IEK. Отсюда вывод. Видим при покупке на автомате ИЭК, а не IEK, значит автомат старой партии. Или вместо ABB видим ABBB явная подделка.

  • Проверьте автомат на вес. Поддельные автоматы легче «родных»;
  • Взведите автомат рукой и после отключите его. При отключении должен быть характерный щелчок.

Хочется отметить, что чаще всего я читал о подделке автоматов защиты ИЭК (IEK). Поэтому приведу отличительные признаки настоящего автомата защиты ИЭК.

Устройство симистора и предназначение

Симистор — это разновидность полупроводниковых тиристоров. Может иметь открытое или закрытое состояние. От тиристоров он отличается тем, что способен пропускать ток и в прямом, и в обратном направлении. Ток проходит только в том случае, когда на управляющий контакт подается сигнал. Основные силовые выводы симистора называются анодом и катодом.

Для управления нагрузкой в узле электрической схемы основные контакты подключаются последовательно. Если токовый импульс не поступает на управляющий вывод, симистор находится в закрытом состоянии. Соответственно, нагрузка отключена. При поступлении управляющего импульса с нагрузки на вывод ключа он открывается в оба направления. В отличие от тиристора симистор не требует подачи постоянного импульсного управления. Открытое состояние элемента будет сохраняться до тех пор, пока основные контакты находятся под нагрузкой. В этом случае ток удержания должен превышать определенную величину. Этот параметр напрямую зависит от марки детали.

Почему режим называется «прозвонка»

Еще в советское время, когда использовались только проводные телефоны, использовались кабели, состоящие из десятков проводов. Цветовая маркировка состояла в основном из нескольких цветов, которых не хватало для маркировки всех проводов, входящих в кабель.

И вот перед телефонистами стояла задача разобрать кабель с двух сторон по парам. Работало два человека: один с одного конца, другой с другого. У каждого была телефонная трубка с батарейкой и два провода.

Прозвонка проводов и кабелей начиналась с одного, оговоренного предварительно пучка проводов. На одном конце кабеля к металлической фольге подсоединяли какой-нибудь провод.

На другом конце один провод от телефона подключали к металлической фольге, а вторым поочередно касались всех других проводов, находящихся в этом пучке. Понятно, что провода предварительно очищали от изоляции. При обнаружении нужного провода звучал звонок.

Затем на первом конце подключали к оболочке другой провод, а на противоположном проделывали ту же самую операцию. После разбора одного пучка переходили к другому.

Также были использованы специальные аппараты со звуковым зуммером. Опытные телефонисты по звуку зуммера могли определить примерное сопротивление провода, а значит, и его длину.

Замеры основных параметров

Работу мультиметра DT — 830B лучше рассматривать на примере измерений параметров, наиболее часто встречающихся в повседневной жизни. Начать освоение прибора можно с замеров напряжения в сети 220В.

В первую очередь выставляется предполагаемый предел измерений. Значение «200» не годится, поэтому придется использовать «750». Щупы устанавливаются в нужные разъемы, после чего остается лишь прикоснуться к двум контактам, имеющимся в розетке. Полученный результат отобразится на экране.

Если мультиметром DT830B замеряется постоянное напряжение, на дисплее может отобразиться знак минус. Он не всегда появляется, поскольку это зависит от потенциала щупа с черным проводом, включенного в разъем СОМ. Знак минус будет отображаться при наличии у черного провода положительного потенциала, что свидетельствует об обратной полярности.

Довольно часто требуется выяснить принадлежность провода, то есть определить фазу и ноль. В этом случае один щуп касается любых заземленных поверхностей – заземляющего провода, батарей, труб и т.д. Другой щуп поочередно соприкасается с жилами кабеля, у которого требуется определить фазу. В случае соприкосновения с фазных проводом на экране появится результат в диапазоне от 220 до 240В.

При отсутствии металлических заземляющих поверхностей для проверки пользуются другим способом. Один щуп нужно взять в руку, а другим поочередно коснуться кабельных жил. В этом случае мультиметр выдаст значения 60-240В, что также указывает на наличие фазы. Разница показаний зависит от обуви и поверхности, на которой стоит проверяющий.

Поражения током можно не бояться, так как прибор ДТ имеет высокое собственное сопротивление. Самое главное – не касаться открытых частей щупа, задействованного в поиске фазы. При выполнении такой проверки следует быть предельно внимательным и осторожным.

Всем известно, что течение электрического тока осуществляется по замкнутому контуру. Поэтому для того чтобы измерить силу тока, один из проводов этого контура должен быть разомкнут. После этого с помощью щупов образуется единая цепь. При попытках замеров напряжения в режиме измерения тока, произойдет короткое замыкание и прибор выйдет из строя. Сам тестер обладает нулевым внутренним сопротивлением.

Перед выполнением измерений должен быть правильно определен тип тока, который может оказаться постоянным или переменным. В случае неправильного выбора ничего страшного не произойдет, просто прибор ничего не покажет.

Очень важно запомнить, что при установке щупов в электрическую цепь, напряжение должно быть отключено. Следует изучить маркировку щупов, на предмет времени выдержки максимального тока

Обычно замер продолжается не более 10 секунд, после чего провод может начать нагреваться, а изоляция оплавится.

Мультиметр для прозвонки проводов

Что нужно знать о данном приборе? Во-первых, стоит отметить ценовое разнообразие и доступность. Даже недорогие мультиметры способны безупречно справиться со множеством поставленных задач, в том числе, и с прозвонкой проводов.

Рассмотрим более детально типичный бюджетный вариант. Ознакомимся с конструкцией, компоновкой и определим его функционал.

Как видно типовой прибор имеет цифровой дисплей, органы управления и гнезда для подключения щупов.Расшифруем основные режимы мультиметра:

  • OFF – прибор выключен (на некоторых приборах для этого есть специальная кнопка).
  • ACV (может обозначаться V~) – измерение переменного напряжения.
  • DCV (может обозначаться V) – измерение постоянного напряжения.
  • ACA (может обозначаться A~) – измерение переменного тока.
  • DCA (может обозначаться A) – измерение постоянного тока.
  • Ω — измерение сопротивления.
  • hFE – измерение параметров транзисторов.
  • ->Ι- – проверка проводимости (прозвонка цепи).

Гнезда для подключения щупов маркируются следующим образом:

  • COM(-) – общее гнездо для подключения черного провода.
  • VΩmA(+) – гнездо для подключения красного провода.
  • 10AMAX – гнездо для подключения красного провода при измерении постоянного тока, максимальное значение которого не превышает 10 Ампер.

В рамках рассматриваемого вопроса будут рассмотрены только два режима мультиметра:

Режим измерение сопротивления.
Режим проверки проводимости (прозвонка).
Наличие звукового сопровождения при проверке проводимости.

Проверка проводки

Прозвонка проводников с помощью мультиметра функционально предусмотрена в большинстве цифровых приборов этого класса. Для выставления режима прозвонки достаточно установить переключатель в положение, помеченное значком «Зуммер» и подготовить измерительную цепочку, приведённую на рисунке.

В случае протекания тока через проверяемый кусок провода мультиметр будет выдавать звуковой сигнал (зуммер). Естественно, что для прозвонки участка цепи длиной в несколько метров потребуется дополнительный провод, используемый для наращивания измерительной схемы.

Другой вариант тестирования фазного и нулевого линейных проводников значительной длины предполагает их скрутку на удалённом конце электропроводки.

В этом случае для проверки цепи на обрыв достаточно подключить измерительные щупы мультиметра к свободным контактам тех концов электрической линии, которые располагаются ближе к прибору.

Последний из предложенных вариантов обладает следующими преимуществами:

  • этим способом удаётся прозвонить мультиметром сразу обе жилы электропроводки, соединённые в последовательную цепочку;
  • проверить провод таким способом намного проще, чем первым, поскольку можно обойтись без дополнительного отрезка, обеспечивающего наращивание измерительной схемы.

Как проверить проводку

Провести диагностику электрооборудования можно с помощью вольтметра, омметра или мультиметра, специальных диагностических стендов. Проводится и компьютерная диагностика, во время которой происходит считывание кодов ошибок и основных показателей бортовой сети машины. Для самостоятельной проверки цепей и поиска неисправностей электрики достаточно одного мультиметра или сигнальной лампы.

Используем мультиметр

Предохранители в бортовой сети считаются наиболее «слабым» звеном в плане долговечности. При нештатных ситуациях (например, при коротком замыкании) предохранительные элементы «берут удар на себя», защищая остальную электрику и электрооборудование машины. Предохранители восстановлению не подлежат и во время ремонта заменяются.

Проверяем напряжение

Перед тем, как проверить проводку в автомобиле, необходимо замерить напряжение электрической цепи между отдельными компонентами и электрооборудованием. Прозвонить можно так:

  • Установить мультиметр в режим вольтметра.
  • Подсоединить один щуп измерительного прибора к «минусу» аккумуляторной батарее либо к массе машины.
  • Второй щуп подсоединить к подающему проводу цепи.

Если на дисплее прибора появляется определенное значение, то на данном участке цепи электрической схемы есть напряжение. Можно сравнить значения с требуемыми в соответствии с руководством по эксплуатации автомобиля.

Ищем короткое замыкание

После измерения напряжения выполняют поиск короткого замыкания цепей. Для этого потребуются либо мультиметр, либо сигнальная лампа. Что касается лампы, то при исправной проводке и отсутствии замыкания она не должна загораться.

Замыкание проводки, как и отсутствие напряжения (нулевое или бесконечное сопротивление в электрической цепи), свидетельствует о неисправностях в одном из 2-х компонентов:

  • Потребителя – электрооборудования, устройств, предохранителей, блоков.
  • Проводки – обрыв или замыкание проводов, плохие контакты проводки в месте соединения с потребителем.

Проверку на замыкание можно выполнить и в режиме вольтметра. Для этого на проверяемом участке необходимо извлечь все предохранители, подключить щуп к клеммам предохранительного элемента. Значение «0» на экране свидетельствует о наличии замыкания в цепи. Если при попытке пошевелить провода в цепи появляется напряжение, значит, замыкание вызвано именно проводкой, потребуется замена проводов.

Проверяем качество заземления

В автомобилях используется однопроводная схема электропроводки – это означает, что «минус» идет на массу (кузов) машины. Однако коррозия металлических деталей, их окисление и разрушение, «разбалтывание» приводят к нарушению заземления и, как следствие, к нарушению контактов бортовой цепи.

Проверка заземления, как и других элементов электрики авто, осуществляется с помощью мультиметра. Порядок действий следующий:

  1. Отключение АКБ.
  2. Подсоединение одного щупа мультиметра к кузову (металлическим деталям) машины.
  3. Подсоединение второго щупа к заземляющему элементу или месту соединения проводки.

Читать также: Зажимы для проводки в квартире

Выведенное на экран прибора значение следует сравнить с заводскими данными (руководство по эксплуатации авто). Если значения сильно расходятся, то необходимо провести восстановление заземления – зачистить металл в месте соединения, проверить надежность крепления.

Проверяем целостность цепи

Соединение проводов в электрической цепи автомобилей – одно самых уязвимых мест во всей электрике машины. Помимо разрушения изоляции, нарушения целостности и обрывов в местах соединения здесь также нередко возникает окисление контактов. Определить дефекты можно не только с помощью измерительного прибора, но и визуально. Если целостность цепи нарушена именно в месте соединения, то потребуется пайка проводов с разъемами. В противном случае необходимо найти поврежденный участок, для чего понадобятся сигнальная лампа или мультиметр.

Прозвонка мультиметром провода

1. Устанавливаем щупы в разъемы мультиметра:

— Красный щуп в гнездо V Ω mA

— Черный щуп в гнездо COM

2. Переводим колесо управления в режим прозвонки , который промаркирован соответствующим образом (значок диода и зуммера)На экране, при этом, должна высветится единица.

3. Проверяем правильность работы мультиметра , соединяя контакты щупов, закоротив их.

Если прибор работает правильно, вы услышите звук зуммера, а на экране высветится значение близкое к нулю.

4. Прозваниваем провод . Прикладывая щупы мультиметра к его жилам с двух сторон, как показано на изображении ниже. Если проводник целый, то вы сразу же услышите звуковой сигнал зуммера, а показания на экране будут близкие к «0», например 0,001.

Если же жила провода повреждена и один из её концов не имеет электрической связи со вторым, то показания мультиметра не изменятся, будет высвечиваться «1» и звукового сигнала не будет.

Как видите, всё довольно просто, и вы, если у вас есть под рукой мультиметр, можете сами попробывать прозвонить, что-нибудь. Только я еще раз напомню – не прозванивайте под напряжением, даже под небольшим.

Один из наглядных, часто встречающихся в быту, примеров проверки мультиметром проводки описан в следующей нашей статье — КАК ПРОЗВОНИТЬ РОЗЕТКУ. Это подробная, пошаговая инструкция диагностики неработающей розетки, обязательно изучите её, чтобы понять, как прозванивать электропроводку.

Если сработали автоматы защиты

Этот вариант говорит о том, что в электросетях дома произошел серьезный сбой, возможно, даже короткое замыкание. Скорее всего, вышла со строя проводка, которую можно проверить прозвонкой.

Для этого владелец должен последовательно выполнить следующие этапы:

  1. Посредством отвёртки отсоединяют провод. Обычно, он расположен снизу и отводят его в сторону. «0» провод данной группы располагается, обычно, на 0-зажиме под защитным автоматом.
  2. Перед тем как найти неисправность, вынимают лампочку из патрона и далее мультиметром проверяют линию освещения, подключая 1-й щуп к «0», а 2-й к отсоединенному проводу. При появлении звукового сигнала – провод закороченный.
  3. Вверху комнаты находят и открывают щиток, отсоединяют провода.
  4. Проверяют каждую пару на наличие в них КЗ.
  5. После определения дефектного участка с КЗ, вновь испытывают измерителем цепи на вводном щитке. Если появится звук из пищалки, то ремонт должен быть выполнен на проводе от щита до коробки. Если нет, то продолжают по аналогичной методике обследовать другие провода.

Некоторые особенности

Специалисты обращают внимание на моменты, которые необходимо учитывать при прозвонке проводов. В смежных комнатах розетки устанавливаются в одном месте друг напротив друга

В смежных комнатах розетки устанавливаются в одном месте друг напротив друга.

Розетки устанавливаются друг напротив друга.

Они не всегда относятся к той распределительной коробке, что находится поблизости.

Иногда для прозвона провода, соединяющего распределительную коробку и розетку, не хватает длины щупов мультимера. Чтобы проверить целостность проводников, замыкают контакты в самой розетке, а измерения проводят в распределительной коробке.

При отсутствии тестера

Если мультиметра нет под рукой, прозвонить провод можно и самодельным прибором. Он состоит из автономного аккумулятора, лампочки и двух проводников. Концы отводов от батарейки по аналогии с мультиметром подсоединяют к концам проверяемого проводника. Лампочка служит световым индикатором. Если она зажигается, провод не поврежден.

Если автомат не работает

В случае когда пропадает свет в комнате, а защитный автомат не срабатывает, нужно выполнить ряд действий:

  1. Проверить, есть ли ток на выходе и входе автомата. Если с этим все в порядке, перейти к следующему шагу.
  2. Выкрутить лампу и проверить ее, прикоснувшись одним щупом тестера к металлической резьбе цоколя, а другим – к основному контакту элемента. Если сигнал мультиметра оповещает об исправности прибора, поиски проблемы продолжаются.
  3. Патрон осматривается визуально, можно дополнительно прозвонить его контакты. Если он в норме – проверяем выключатель.
  4. Внешний корпус комнатного рубильника необходимо достать из коробки и осмотреть его. Проверить, есть ли обугливание проводов или пластика, хорошо ли затянуты крепления. Затем прозванивают оборудование.

Если защитный автомат не работает, нужно проверить ток на входе и выходе.

Если автомат сработал

В случае короткого замыкания или перегрузки сети защитные автоматы отключают подачу напряжения в квартиру или дом.

После того как произошла проверка лампочки, патрона и выключателя, нужно прозвонить проводку.

Алгоритм действий выглядит примерно так:

  1. Выставить мультиметр в режим прозвонки.
  2. Одним щупом подсоединиться к нулевому контакту, другим – к рабочему проводнику. Если тестер издает сигнал, значит в цепи есть короткое замыкание.
  3. При таком раскладе необходимо вскрыть распределительную коробку, к которой относится выключатель, и разомкнуть провода.
  4. Все контакты прозванивают, чтобы выяснить, какие из них закоротило.

Таким образом, диагностика цепи проводится по пути от приемника к щитку до выявления повреждения и его устранения.

Проверка изоляции

Для тестирования изоляции мегаомметром или мультиметром принцип прозвонки такой же, как при поиске электрической связи между жилами кабеля.

Алгоритм тестирования следующий:

  • устанавливаем на приборе максимальный диапазон  – 2000 кОм;
  • подсоединяем щупы к проводам и смотрим, что показывает дисплей прибора. Учитывая, что провода обладают определенной емкостью, пока она не зарядится, показания могут изменяться. Через несколько секунд табло прибора может отображать следующие значения:
  • единица, это говорит о том, что изоляция между проводами в норме;
  • ноль – между жилами короткое замыкание;
  • какие-то средние показания, это может быть вызвано как «утечкой» в изоляции, так и электромагнитными помехами. Для установления причины следует переключить прибор на максимальный диапазон 200 кОм. При неисправной изоляции на табло отобразятся стабильные показания, если они будут меняться, то можно с уверенностью говорить об электромагнитных помехах.

Внимание! Перед проверкой изоляции электропроводки ее необходимо обесточить. Второй важный момент – проводя измерения, не прикасайтесь к щупам руками, этим можно внести погрешности

Видео: Прозвонка провода – проверка целостности.

Это интересно: Как определить сколько ватт в киловатте? (видео)

Вместо послесловия

При покупке машины с пробегом полезно знать, как найти утечку тока и понять ее причину. Берите мультиметр на осмотр машины — спасете себя от неприятных сюрпризов, вроде внезапно севшего аккумулятора, скачков напряжения или сгоревшей проводки.

С той же целью проверяйте историю автомобиля. Сделать это можно прямо во время беседы с продавцом. Удобно воспользоваться сервисом «Автокод» — промониторите информацию сразу в 13 источниках: ГИБДД, РСА, ЕАИСТО, банках, налоговой и других службах. Проверка займет 5 минут.

После вы узнаете реальный пробег, количество владельцев, историю штрафов, а также информацию об угоне, участии в ДТП, ограничениях на регистрацию авто и многое другое. Будьте бдительны!

Если вы профессиональный продавец авто, воспользуйтесь сервисом безлимитных проверок авто «Автокод Профи». «Автокод Профи» позволяет оперативно проверять большое количество машин, добавлять комментарии к отчетам, создавать свои списки ликвидных ТС, быстро сравнивать варианты и хранить данные об автомобилях в упорядоченном виде.

Полностью изучив онлайн-отчет, все же стоит внимательно приглядеться к техническим нюансам авто при покупке. А если вы не уверены в своих знаниях, или выехать на осмотр не предоставляется возможности, закажите услугу выездной проверки. Мастер проведет диагностику за вас и сделает подробное заключение с профессиональной точки зрения.

Подготовка к проверке

Перед тем, как проверить реле на работоспособность мультиметром, нужно понять, что вообще предстоит проверять. Для этого стоит воспользоваться даташитом (datasheet).

Они ищутся по маркировке на корпусе. Просто «забейте» в поисковик значение и найдете необходимый документ.

Иногда схема реле нанесена прямо на корпус, что удобнее. Гуглить в этом случае ничего не понадобится.

А как проверить твердотельное реле мультиметром, если ни даташитов, ни схемы нет? Придется визуально определять необходимые контакты:

Осмотр. Обычно управляющие контакты чуть светлее остальных, по этому маркеру можно сориентироваться. На схеме контакты выглядят так.

Изучение платы. Если реле впаяно, то можно найти на текстолите питающие дорожки. К тому же нередко производитель подписывает контакты.

Поиск схемы платы. Еще вариант – поискать эту плату с разбором комплектующих. В структурных схемах компоненты могут быть подписаны.

Что такое реле и как определить его контакты – понятно, осталось подготовить мультиметр. Единственное, что потребуется – проверка батарейки.

Она должна быть хорошо заряжена, иначе тестер «начнет врать».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector