Прорезная резьба лобзиком по фанере, шаблоны и чертежи

Разновидности плоскорельефной резьбы

Плоскорельефная резьба может быть:

  1. С заоваленным фоном.
  2. С подобранным контуром.
  3. С подушечным фоном.
  4. С поднутренным и выбранным контуром.

Для того чтобы выполнить плоскорельефную резьбу с заоваленным фоном следует заранее подготовить эскизы. Сам процесс начинается с выреза канавок вдоль фона, которые в дальнейшем и заоваливают как со стороны самого узора, так и со стороны его фона.

После этого при помощи ножа косяка следует выполнить надрезы по всему контуру. Там где имеются закругления, срезы необходимо делать только полукруглыми стамесками. Для снятия фона можно взять тот же нож косяк либо прямую неширокую стамеску.

После того как заоваливание окончено, рекомендуется изделие отшлифовать нулевкой (наждачной бумагой нулевой фракции).

Следующая разновидность резьбы по дереву – с подушечным контуром, от заоваленного отличается в том, что сам контур располагается ниже, чем плоскость узора.

Данная форма резьбы имеет положительные свойства и отрицательные. Дело в том что если эскизы на данную работу имеют большой объем, осуществление среза по контуру может занять не один день. Кроме этого подобная деятельность не допускает непрофессионализм новичков, поскольку без сноровки и опыта просто не обойтись.

Другой тип резьбы, с подобранным фоном, еще интереснее. Его суть в том, что контур вокруг узора необходимо снимать под 30-45 градусным углом по всей деревянной заготовке, и на этом обработка заканчивается. Такую деталь не нужно дополнять иными срезами и тем более подшлифовывать.

Что касается выбранного и поднутренного контура он кардинально отличается от других тем, что сам рисунок всегда находится в возвышенном состоянии от окружающего фона. Такая форма исполнения считается особо сложной, но и одновременно уникальной и оригинальной.

Если взглянуть на какое-нибудь фото с выполненными узорами, то сходу заметить между ними разницу под силу не каждому. Многие мастера не используют в своих творениях одну технику, а скорее комбинирование. По этой причине сложно сделать определяющие выводы. Гораздо проще, если есть желание и возможность, взять необходимые инструменты и попытаться выполнить самостоятельно, естественно для начала что-нибудь попроще.

Изучаем работу с трафаретами и эскизами для резьбы по дереву

Для художественной резки мало просто скопировать чей-то рисунок: необходимо подогнать его под себя, правильно расположить на заготовке и, конечно, аккуратно выполнить резьбу по шаблону.

Как подогнать эскиз для резьбы по дереву под свои нужды?

Для начала необходимо найти в интернете, книгах или других источниках подходящий орнамент. Новичкам имеет смысл упростить эскиз и опустить слишком мелкие сложные детали. Кроме этого, используя любой графический редактор, нужно изменить размер до необходимого. Размер и частота узора зависит от таких параметров, как величина и назначение декорируемой поверхности. Если речь идет о перилах на лестнице, можно сделать узор покрупнее, чтобы он был виден и понятен издалека. Ну а шкатулку или рамку следует сделать с более мелкими, кружевными вырезами, чтобы ее хотелось рассматривать как можно дольше.

Следующим шагом будет распечатка подходящего именно Вам шаблона.

Как перенести трафарет для резьбы на деревянную заготовку?

Сделать это можно несколькими способами:

  • Перевести, используя копировальную бумагу
  • Положить распечатку на заготовку, сделать проколы в углах и изгибах, после чего соединить точки карандашом
  • Вырезать из картона трафарет, обвести его по контуру.
  • Прикрепить шаблон на дерево, далее вырезать прямо по нему фрезером или лобзиком

Технология и инструмент

Чтобы сделать первый шаг к овладению методикой, выбираем эскиз или готовим трафарет, если узор окажется сложным и циклично повторяющимся. Рисунок переносится на древесину, а после обрабатывается выбранным инструментом. Для выполнения прорезания, как правило, используют мягкие породы дерева:

  • липа;
  • пихта;
  • сосна;
  • ель.

В зависимости от выбранного инструмента, применяют соответствующую технологию выпиливания. Если для резьбы будет использован электролобзик или ручной лобзик, в этом случае засверливаем отверстия, согласно трафарету, для ввода пильного полотна. Такой метод проще, но при работе лобзиками не исключены ошибки. Также используется ручной электрический фрезер. В этом случае гарантируется качественная обработка граней рисунка, однако, работа фрезером предполагает наличие опыта.

Видео мастер–классы резьбы по дереву для начинающих

Конечно, на видео резьба по дереву смотрится особенно впечатляюще. Канал «РУЧНАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ» показывает особенности геометрической резьбы для начинающих.

Женский взгляд на резьбу по дереву. Канал tatiankacarving демонстрирует нам, как делать лепестки цветов и листики.

Константин Беляев на своем канале подробно рассказывает о резцах для резьбы по дереву.

А на этом видео Ивана-строителя показано, как делать рельефно-плоскостную резьбу:

Будем очень рады, если эта статья вдохновила вас взяться за резьбу по дереву!

Автор — Людмила Сонцева

ПОДЕЛИСЬ!
«Крестик» плохого не посоветует! 🙂

Мастерская — Фигурное выпиливание электролобзиком элементов домовой резьбы. Мастер-класс

Домовой резьбой люди испокон веков украшали свои дома.

Талант русского народа и присущее ему чувство прекрасного позволили создать глубоко самобытные произведения, которые способствовали подъему и расцвету высокого искусства народной архитектуры и домовой резьбы.

Но главное, в домовую резьбу всегда вкладывали обережно-защитную символику. На нашем уроке мы будем резать резной деревянный элемент, который обозначал Берегиню- хратительницу очага!

На сегодняшнем уроке мы будем выпиливать элементы домовой резьбы электролобзиком. Этими элементами можно украсить фронтон дома, карниз, крыльцо.

  • Руководствуясь традициями русского деревянного зодчества, разрабатываем душе приятный образ — шаблон.
  • Обрисовываем шаблон на подготовленную доску.

Сверлом по дереву (дрелью), нужного диаметра, просверливаем отверстия внутри рисунка.

Пользуясь электролобзиком, соблюдая технику безопасности, желательно одеть защитные очки.

Для выпиливания фигуры я использую пилку T244D. Для чистого выпиливания желательно отключить маятниковый режим пиления на электролобзике.

Перед выпиливанием заготовку нужно надежно зафиксировать струбциной.

При выпиливании нужно быть осторожным, стараться не «заезжать» в углах на рисунок и не делать крутых поворотов. Круглые места и отверстия в рисунке желательно делать фрезой или перьевым сверлом.

У нас получились две накладки для домовой резьбы, при желании их можно подрезать, отшлифовать, покрыть лаком. Украшенный такими фрагментами дом выглядит замечательно!

Кто умеет держать резец в руках, тот может подрезать элементы по торцам, что бы была не просто пропильная резьба, но и плоскорельефная.

Желаю творческих успехов.

Выпиливание

Резьба из фанеры всевозможных фигурок является, пожалуй, самым простым видом резьбы по фанере. Он очень прост по технике, но за то очень эффективен по результату. Особенно впечатляюще смотрится комбинирования этой техники с вырезанием рисунков.

В качестве инструмента используется ручной или электролобзик. (см. также Выпиливание электролобзиком из фанеры: чертежи и правила работы с инструментом) На предприятиях выпиливание осуществляют при помощи лазерного луча. Электрический лобзик повышает чистоту и скорость выполнения работы,однако, в любом случае нужен опыт, с которым придет и умение.

На фото – комбинированная резьба (выпиливание и контурная)

Инструкция выполнения работы выглядит следующим образом:

  • В первую очередь необходимо подыскать или нарисовать контурный рисунок образа. К примеру, это может быть фигурка человека, дерево или животное. Первые работы лучше выполнять без внутренних отверстий с плавными контурами.
  • Заготовку надо закрепить струбциной или плотно прижимать рукой к упору.
  • Пилу следует располагать строго перпендикулярно плоскости основы. Выпиливать нужно равномерно, с одной скоростью, без рывков. Рука при этом поворачивается по направлению к рисунку.
  • По окончании работы, деталь следует зашкурить.
  • Затем украшение можно раскрасить и вскрыть лаком.

Как увеличить шаблон

Простые резные наличники можно делать и без шаблонов. Несколько примеров будет в видео — там показано, как расчертить, как вырезать. Но более-менее сложные узоры рисовать самостоятельно получится далеко не у всех. Нужен навык, да и талант. Самый простой способ — найти схему, распечатать ее в нужном размере, перенести на картон и вырезать. Получится шаблон, который можно обводить.

Второй способ: срисовать с фотографии. Далеко не все схемы можно найти. Некоторые, особенно старинные оконные наличники, вы нигде не найдете. Если есть хоть некоторые способности к рисованию, их можно срисовать.

Даже такой орнамент можно срисовать… если есть навык

Могут возникнуть вопросы по поводу того, как увеличить размер найденной схемы или шаблона. Есть три варианта:

  • При помощи любого графического редактора. Самый простейший — Paint — есть в любом компьютере работающем с Windows (вкладка «Изображение», строка «Изменить размер изображения», выберите «сантиметры» и в окошке поставьте нужную длину (высоту). Полученный файл можно будет распечатывать. Если принтер малого формата, может потребоваться разбиение на несколько страниц. Их потом следует склеить и, по полученному рисунку, сделать шаблон.
  • При помощи ксерокопии. У ксероксов есть функция масштабирования.
  • Взяв миллиметровую бумагу, переносить рисунок в нужном масштабе. Для этого исходное изображение разбиваем на квадраты со стороной 0,5 или 1 см (можно напечатать на листке в клетку). Потом переносим линии на миллиметровку, увеличивая их в нужной пропорции.

Первые два способа более быстрые. Но при масштабировании рисунок может получиться нечетким и размытым. Его можно поправить руками, можно отрисовать в каком-то редакторе, например, CorelDRAW. Как это сделать смотрите в видео. Как раз пример прорисовки схемы для резьбы.

Резьба по дереву. Основные виды.

Плосковыемчатая резьба

Фоном является плоская поверхность изделия. Рисунок образуют различной формы выемки.

В зависимости от выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть:

Геометрической или контурной.

Выполняется в виде клинорезных выемок, образующих узор из геометрических фигур – треугольников, квадратов, окружностей. Выемки отличаются по размеру,глубине.геометрии углов, под которыми они производятся. Различия могут быть и в количестве граней каждой выемки – их может быть две, три, или четыре. Наиболее распространенны двух и трехгранные выемки.

Резьба представляте собой рисунок, выполненный выемками в виде сплошных линий различной геометрии и глубины. Ее можно сравнить с рисунком, который выполнен прутом на влажном песке, – линии резки ,жестки, игры светотени почти нет.

Плоскорельефная резьба

Узор формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть равномерной по глубине. В этом случае рисунок будет иметь одну и туже высоту по всей площади композиции. Плоскорельефная резьба – один из наиболее распространенных видов резьбы по древу.

Выполняется в виде двугранных выемок по контуру рисунка. Выемки режзут более глубокими, чем в контурной резьбе, а их грани закругляют (Заоваливают). Как правило, со стороны форм орнамента выемки режут и заоваливают круче, а со стороны фона – более отлого. Иногда фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским и может быть ниже плоскости орнамента изделия. Такой фон называют подушечным, а резьбу – заоваленной с подушечным фоном.

Резьба с подобранным фоном (выбранным фоном)

Вполняется так же , как и заоваленная резьба. Формы орнамента остаются плоскими, а края заоваливают. ННо вокруг рисунка выбирают углубления, в результате чего изображение возвышается над фоном на различную высоту. Промежуточная резьба между прослкорельефоной и рельефной.

Рельефная резьба

Рельефная резьба почти не имеет плоских поверхностей. Формы рисунка выявляются рельефом разной высоты. Для рельефной резьбы характерна глубокая выборка фона резьбы и детальная проработка элементов до скульптурных форм.

Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними елементами орнамента до половины собственного объема.

Имеет более высокий рельеф. Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента более чем на половину собственного объема.

Резьба имеет вид плетеного кружева и подразумевает полное заполнение обрабатываемой поверхности рисунком. В узоре один элемент переходит в другой, фон представляет собой живую картину. В основном в данной резьбе используется растительный орнамент, который наносится на поверхность изделий обычными инструментами – ножа-косяка и полукруглых стамесок.

Прорезная резьба

Прорезная резьба может быть выполнена как в технике плоскорельефной, так и рельефной резьбы. Фон удаляют долотом или пилкой. В последнем случае резьбу называют пропильной.

Прорезная резьба получила широкое распространение в украшении мебели. Резьбой с рисунком более крупного масштаба украшают отдельные части здания: наличники, торцевые доски, карнизы, ограждения балкона. Такие детали получили собственное наименование – “домовая резьба”.

Прорезная резьба с рельефным орнаментом. Края такой резьбы дополнительно обработаны, а поверхность украшена плосковыемчатой и рельефной резьбой. Такая резьба широко применялась для украшения мебели стилей барокко и рококо.

Накладная, или наклейная резьба

Состоит из отдельных элементов – резных фигур с контурными и сквозными прорезями, в которых рисунок обработан только с лицевой стороны. В остальном эта разновидность подобна ажурной резьбе.

Скульптурная резьба

Скульптурная резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру.

Домовая резьба

Крупномасштабная резьба, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы, долота и применяется для украшения деревянных построек.

Больше спасибо за внимание!

Материал собран из книги “Резьба по дереву.Техники, приемы, изделия.” Юрий Федорович Подольский. Издательство Книжный Клуб “Клуб Семейного Досуга”

Фотографии с примерами работ заимствованы из сети. Всех благ!

Основы ремесла

Если посмотреть на некоторые фото работ, то отчетливо видно, что авторы пользовались сразу несколькими методами обработки древесины — при выполнении разных элементов декора или экстерьера зданий, нечасто встречаются плоскорельефные узоры с необработанными краями, а значит применяется не одна и не две технологии.

Для начала знакомства с азами ремесла, вспомним, как каждый из нас держал в руках лобзик и выпиливал фигурки из дощечки или фанеры. Это и называют простейшей прорезной резьбой. Для более сложных работ потребуется больше инструментов, чем лобзик и дюжина запасных пилочек, но принцип остается тот же.

Инструменты и приемы резьбы

Для прорезной резьбы можно использовать самые разные режущие инструменты, в частности, различные стамески и ножи.

Однако, наиболее эффективными являются следующие инструменты:

  • Коловорот – представляет собой ручной инструмент для выполнения отверстий. Причем отверстия диаметром от 10 мм выполняются перками – специальными плоскими сверлами.

  • Пила курковка – представляет собой ножовку с узким клинообразным полотном. У кончика ширина полотна обычно составляет несколько миллиметров, а возле ручки – несколько сантиметров. Зубчики такой пилы мелкие и часто расположены, что позволяет выпиливать миниатюрные узоры.
  • Электролобзик – обычно применяется при выпиливании своими руками наружных контуров. Если узор достаточно крупный, то электролобзиком для деревянных поверхностей можно вырезать и внутренние отверстия.

Кроме того, выполнить прорезную резьбу можно методом прожигания. Для этого нагревают до нужной температуры нихромную проволоку, после чего прожигают ею древесину по нарисованному контуру. В промышленных же масштабах такая резьба выполняется дорогостоящими станками с числовым программным обеспечением.

Надо сказать, что конечный результат во многом зависит не только от инструмента и навыков резчика, но и качества древесины. Как правило, для данных целей используют доски толщиной полтора-два сантиметра, причем материал должен быть хорошо высушенным и быть высокого качества – без сучков, трещин или прочих изъянов.

Что касается пород, то можно использовать:

  • Ольху;
  • Осину;
  • Сосну;
  • Ель;
  • Пихту;
  • Березу.

Примеры орнаментов для прорезной резьбы

После выбора подходящего материала, дальнейшая инструкция по выполнению резьбы выглядит следующим образом:

  • На заготовку наносится узор. Для этого необязательно обладать какими-либо художественными навыками и знать теорию.
  • Можно подыскать подходящие орнаменты для прорезной резьбы по дереву в сети. Готовые шаблоны следует распечатать и затем перевести на заготовку при помощи копировальной бумаги.
  • Далее высверливаются отверстия. Чтобы в процессе этой операции не произошло сколов, отверстие высверливается лишь до тех пор, пока с наружной стороны не покажется кончик сверла. После этого заготовку переворачивают и высверливают отверстие с обратной стороны.

Выпиливание крупной детали электролобзиком

  • Затем в отверстие вставляется полотно ножовки, и выпиливаются узоры согласно нанесенному контуру. В процессе выпиливания заготовку нужно плотно прижать к ровной поверхности – столу или верстаку, чтобы избежать ее растрескивания.
  • Затем деталь выпиливается по наружному контуру, для этого можно воспользоваться электролобзиком или пилой-курковкой.
  • Чтобы края узоров смотрелись более ровными и аккуратными, как уже было сказано выше, их необходимо закруглить надфилем.
  • В завершение работы готовое изделие нужно вскрыть лаком или даже раскрасить красками.

Вот, пожалуй, и вся основная информация о прорезной резьбе, ознакомившись с которой, вы можете опробовать свои силы в этом декоративно-прикладном искусстве.

Выбор материала для работы

При выборе древесины следует обращать внимание на три критерия:

  • Вес. Чем тяжелее брусок или доска, тем прочнее получится готовое изделие. Это правило распространяется на все типы древесины.
  • Влажность. Не стоит использовать для работы сырую древесину. Рано или поздно она подсохнет, а это чревато деформацией материала, что может сказаться и на резьбе.
  • Общее состояние. Чем больше в бруске наростов, сучков и деформированных волокон, тем сложнее работать с таким материалом. Такие дефекты не позволяют мастеру передвигать инструменты в нужном направлении, так как они будут постоянно «спотыкаться» о препятствия.

Если древесиной резчик запасается самостоятельно в соседнем лесу, то материал необходимо просушить. Желательно проводить эту процедуру летом, так как 1-2 недели дерево должно пролежать на открытом воздухе. Если заготовка имеет внушительные габариты, то этот период увеличивают до 1-2 месяцев. Нельзя оставлять материал на улице в «сезон дождей». Толку от такой процедуры не будет, так как при высоком уровне влажности окружающей среды, вода из микропор не исчезнет. После уличной просушки древесину вносят в дом, но не кладут рядом с отопительными приборами. Остатки влаги удалятся в течение недели. Для малогабаритных заготовок подходит технология вываривания. Их складывают в емкость с водой, которую нагревают и кипятят на протяжении 2-3 часов. Такой экпресс-метод позволяет быстро «выжать» остатки влаги из микропор древесины. После процедуры заготовкам дают «отдохнуть» в доме примерно неделю.

Мастер-класс геометрической резьбы

Как уже говорилось выше, геометрическая резьба считается одной из самых простых, поэтому идеально подходит для обучения начинающих мастеров. Для работы требуется минимальный набор инструментов. Во время процесса вырезания значение имеет только точность. Элементы рисунка должны обладать четкой симметрией. Сами изображения состоят из повторяющихся зон, которые образуют единую изящную композицию.

Технология и последовательность геометрической резьбы

В основе рисунка в технике геометрической резьбы лежат различные простые фигуры: круги, треугольники, квадраты, прямоугольники, трапеции и ромбы, которые дополняют прямыми и изломанными линиями. Вопреки заблуждениям обывателей, готовые композиции лишены угловатости и грубости. Игра света и тени подчеркивает рельеф изображения. Сюжетов, как таковых, геометрическая резьба не имеет. Она передает настроение и ярко демонстрирует мастерство автора. Готовое изделие может поражать сложностью и тонкостью работы, а иногда придерживается принципов лаконизма, что никак не сказывается на его восприятии. Очень часто в основе композиции лежат традиционные русские орнаменты, которые ранее считались «оберегами» от злых сил. Процесс работы в технике геометрической резьбы условно делят на этапы:

  • Подготовительный. Включает в себя изготовление болванки (заготовки) и черновое выравнивание ее поверхности, то есть удаление дефектов, сколов, рельефных элементов.
  • Работа над композицией с использованием ножей.
  • Заключительный этап. Финальная обработка заготовки: шлифование, пропитка специальными составами, покрытие лаком или краской.

После просушки резную поделку можно использовать по назначению.

Необходимые инструменты

Для работы в технике геометрической резьбы потребуется минимальный набор инструментов:

  • Карандаш, циркуль и линейка (лекало) для составления точного рисунка.
  • Два типа ножей: «косячок» и «перо» (разновидность богородских ножей).

Первый вид ножа используется для вырезания прямых линий, которые формируют угловатые геометрические фигуры, а второй — для «канавок» с мягкими изгибами.

Создание эскиза узора

Мастера, у которых «рука набита», наносят узоры прямо на заготовку с помощью карандаша и циркуля, линейки. Для новичков лучше сначала нарисовать эскиз на бумаге или использовать уже готовые рисунки, которые можно легко найти во всемирной паутине. Узоры распечатывают, после чего прикладывают к болванке и обводят по контуру с использованием копирки. Когда рисунок будет полностью перенесен на заготовку, можно приступать к вырезанию композиции.

Вырезаем узоры

Начинать нужно с мягких деталей (круги, лепестки, плавные линии). Для работы используют нож-перо. Его зажимают в руке между ладонью и указательным пальцем. Большой палец отставляют в сторону и прислоняют к заготовке. Он послужит опорой. Согнутый указательный палец станет регулятором силы нажима на инструмент и угла его наклона. От этого будет зависеть глубина «канавки». Помните, что резать нужно «от себя». Сначала обрабатывают одну часть композиции (слева или справа зависит от ведущей руки), а затем болванку переворачивают и продолжают вырезать вторую часть узора.

Теперь в дело вступает нож-косячок для работы над треугольными элементами. Этот инструмент держат иначе. Его зажимают между указательным и большим пальцами, словно карандаш, но у самого конца ручки, ближе к лезвию. «Пятку» ножа с силой вгоняют в заготовку под углом в 45 градусов, но не у самого края фигуры, а с небольшим отступом. Его необходимо сделать, чтобы у выемки были «пологие» края. «Канавки» с таким рельефом выглядят красивее. Грани треугольников должны сходиться. По такому же алгоритму вырезают оставшиеся элементы рисунка. Отработанные кусочки древесины должны иметь форму пирамидок, тогда работа выполняется правильно.

Шлифовка и пропитка готового изделия

Чтобы сгладить шероховатость краев «канавок», поверхность поделки нужно слегка зашкурить наждачной бумагой. Затем изделие пропитывают специальным составом. Некоторые покрывают поделки лаком, но большинство мастеров отдают предпочтение процессу вощения (восковая мастика) или покрытию поверхности маслом. В этом случае поделка приобретет легкий, натуральный блеск. Обычно используют льняное, одуванчиковое, мятное, семитравное масло. Эти же составы отлично подходят для пропитки посуды. Поделку густо смазывают средством, после чего «втирают» масло в древесину. Теперь изделие должно высохнуть. Лучше всего положить его на улице просушиться под солнышком. Некоторые кладут изделия возле батареи или пользуются феном, дабы ускорить процесс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector