Кран-букса

Как производить замену и ремонт

В случае протечки крана требуется замена кран буксы. Для современных устройств требуется опыт обращения с ними. Так, многие думают, что знают, как выкрутить кран буксу. Для этого в хозяйстве держат разводной ключ. Это заблуждение. Современные покрытия (например, хромированное) хрупки.

.

.

Как открутить кран буксу, если она прикипела намертво?

Что нельзя делать категорически:

•пользоваться разводным ключом, пассатижами, клещами;
•нагревать КБ;
•спиливать шток с целью далее просверлить внутренность КБ;
•откручивать КБ за шток.

.

Сантехники используют разные способы. Вот один из надёжных (цель – не повредить внутренность смесителя): сверло на 4,2-4,5 приставляется под углом 45 как на рисунке,

.

высверливается отверстие на 1-1,5 см. Латунь сверлится легко, нет опасности при таком отверстии зацепить смеситель. В отверстие вставляется мебельный ключ-шестигранник 4-х миллиметровый. Вместе со штоком он обеспечивает захват для разводного ключа. И уже таким захватом надёжно выкручивается КБ.

.

Возможные неисправности

Признаки неисправности: протечка крана, громкие звуки.

Неисправности, не подлежащие ремонту, требующие замену КБ:

любые повреждения керамических частей, либо седла в резиновой КБ (самое распространённое – скол, трещина);
керамические пластины износились;
образование на керамике накипи от жёсткой воды.

.

Устранимые неисправности:

замена резиновых изношенных прокладок в резиновом КБ; можно также перевернуть их. Для замены прокладки можно вырезать новую ножницами из обычной автомобильной камеры, хотя в магазине они тоже продаются;
если протекает КБ (любой – резиновой или керамической) непосредственно из-под маховика, то нужно разобрать КБ, заменить два резиновых уплотнительных кольца на корпусе;

смазать вентильную головку при скрипе или затруднённом повороте вентиля.

Что такое кран-букса

Букса – осевая коробка, металлический ящик для оси (например, паровоза).

Совсем другое – кран-буксы (КБ), они же вентильные головки. Если у буксы главное – передать движение, то у КБ – пропускание/закрытие воды. Она тоже содержит вращающийся элемент – затвор, который своим поворотом приоткрывает канал для прохождения воды либо наоборот.

.

Словосочетание кран-букса, вместе со словом букса, содержит и слово кран, которое объясняет разницу от задвижки. Оба устройства принадлежат к запорной арматуре, но запирающий элемент задвижки находится в основном вне конструкции и движется поперёк течения.

.

Затвор же полностью внутри устройства (в штоке), его движение может быть перпендикулярно потоку, с небольшим наклоном, параллельным.

Принцип работы и устройство кран-буксы

Существуют разные конструкции КБ, но общая конструкция состоит из:

• металлического корпуса с резьбой (вкручивать в корпус смесителя) и резиновыми уплотнителями;
• штуцера в корпусе;
• штока (механизма поворота), имеющего разное строение в разных модификациях КБ;
• шайбы (быстросъёмной), для фиксации КБ в смесителе.

.

В более качественных моделях КБ используются жировые камеры – для смягчения хода, увеличения ресурса.

.

Принцип работы: вместе с вентильной головкой рука поворачивает затвор в штоке, регулируя степень открытости водному потоку.

Критерии выбора кран-буксы

При выборе типа КБ (резиновая или керамическая), надо исходить из того, что важнее покупателю: цена или удобство пользования, а также возможность ремонта. Керамическая дороже, не подлежит ремонту, зато долговечнее и удобнее в использовании. Но не всегда, так как чувствительна к качеству воды, требует оснащения фильтром.

При покупке КБ на замену надо приходить в магазин с выкрученной протекающей, неисправной буксой.

По назначению выделяется кран букса для ванны и раковины без душа и кран букса для душа.

.

В КБ для смесителей без душа отсутствует золотниковый механизм. Поэтому они не переключаются на душ. И выглядят такие буксы обычным образом.

.

Смеситель для душа имеет золотниковый механизм:

.

Особенности эксплуатации

.

При установке КБ нельзя сильно её закручивать (керамические диски хрупки). Достаточно плотно завернуть, зафиксировать контргайкой.

.

При установке обратить внимание на маркировку на устройствах, на упаковке) – для холодной воды использовать КБ с синей меткой, для горячей – с красной

.

Также на упаковке и в паспорте указывается давление воды, на которое рассчитана КБ.

.

В случаях невозможности ремонта – менять КБ. Все внутренние повреждения не подаются ремонту. При возможности ремонта – необходим также опыт подобных работ.

.

Для увеличения срока службы керамических букс использовать фильтры для воды.

.

При сборке КБ нельзя переворачивать керамические диски, так как диски соприкасаются изначально специально отшлифованными сторонами.

.

При замене прикипевшей буксы использовать только рекомендованные способы, в частности тот, что описан в этой статье.

Возможные неисправности и их устранение

Самая распространённая неисправность любой кран-буксы, это износ главных элементов и, в результате, протекание крана. Если эта проблема возникла впервые, то её можно восстановить. Возможно, удастся восстановить её и во второй, и в третий раз. Но, в конце концов придётся заменить.

Необходимые инструменты и материалы

Для выкручивания буксы понадобится разводной или рожковый ключ 17х19, или переставные клещи. Для уплотнения резиновых колец фум-нити или ремкомплект с набором резиновых колечек и прокладок. Кусочки резины или кожи разной толщины и ножницы помогут изготовить новую накладку на клапан или прокладку под втулку. Иногда могут выручить просто подручные материалы из домашнего запасника.

Ремонт керамической кран-буксы

Комплект фторопластовых прокладок

Если керамическая кран-букса не держит воду при закрытии, то износилась силиконовая втулка, прижимающая пластины друг к другу. Достаточно её удлинить. Для этого внутрь цилиндра поверх пластин вкладывается круглая тонкая шайба из резины, фторопласта и другого подходящего прокладочного упругого материала. Можно изготовить самому, с использованием набора для высечки и кусочка кожи или резины. А затем снова устанавливается втулка, которая опять прижмет пластины.

Можно установить кольцо и снаружи втулки, положив его на седло отверстия в корпусе крана, но буртик втулки может препятствовать проникновению втулки вглубь. В этом случае не всегда течь исчезает.

Если протекание появилось по штоку буксы. То разбирается шток, для чего из него сначала нужно вынуть штифт, ограничивающий поворот штока. Этот же штифт удерживает шток от вертикального смещения. На штифте имеется 2 канавки, на которые одеты 2 резиновых колечка. Колечки смещаются в сторону из канавок. В канавки навивается 2–3 оборота фум-нити. После чего колечки возвращаются на свое место. Теперь они несколько больше выступают из канавок и обеспечат надежную герметичность.

Извлечение штифта

Если пришлось вынуть шток, то можно заменить или дополнить дополнительной шайбой верхнее фторопластовое кольцо. Это кольцо может быть сильно изношено, из-за частых поворотов штока. Из-за уменьшения его толщины ослабляется усилие прижатия вилкой штока верхней керамической пластины к нижней. Замена кольца или установка дополнительного, позволит восстановить и даже увеличить силу прижатия.

Если вода стала выступать из резьбового соединения буксы и корпуса смесителя. То её выкручивают и на резьбу подматывается 2–3 оборота фум-ленты или нити. После чего опять вкручивается в корпус крана. Фумка уплотнит резьбовое соединение и течь прекратится. В этом случае можно еще использовать силиконовый гель для герметизации резьбовых соединений.

Ремонт резиновой кран-буксы

Протекание по штоку и резьбе устраняются так же, как и у керамической модели. А вот протекание самого крана происходит из-за износа резиновой накладки на тарелке клапана. Её просто меняют на аналогичную. При отсутствии её можно легко вырезать из кусочка резины, кожи или фторопласта. Кстати, полиэтиленовые крышки для стеклянных банок, это и есть фторопласт.

Правила монтажа и эксплуатации кран-буксы

Все буксы имеют уплотнительные резиновые кольца, а корпус и, следовательно, резьба на них латунные или реже бронзовые. Поэтому нельзя прилагать чрезмерные усилия при вкручивании головки в корпус смесителя или крана. Достаточно затянуть от руки, можно приводным маховичком. Встречаются случаи, когда хрупкие керамические пластины разрушаются.

Также не стоит с большим усилием крутить шток. У червячных будет изнашиваться червячный привод, а у керамических может быть сломан штифт ограничения вращения штока. При подкапывании воды проще обслужить или восстановить кран-буксу. Чем сломать еще работоспособную деталь и потом бегать в поисках замены.

Как выкурить кран-буксу

Типы и размеры кран-букс для смесителя

Видов кран-букс для смесителей большое множество. Классификации для них нет, но по типоразмеру многие из них взаимозаменяемы. Прежде всего их разделяют на российские и импортные, хотя в настоящее время это уже условность.

Главное отличие в посадочном месте на штоке для рукоятки маховика. У российских это квадрат, у импортных — цилиндр с продольными шлицами. При этом встречаются мелкие и крупные шлицы.

Кран-буксы с цилиндрической головкой

Второе отличие, приводной механизм. Есть с червячным перемещением штока с клапаном. При вращении штока нижняя часть штока выдвигается и перекрывает отверстие в корпусе крана. При обратном вращении нижняя часть штока приподнимается и клапан открывает отверстие. Клапан представляет собой латунную тарелку с резиновым пятачком, прикрепляемом винтом к штоку. Такие головки в торговой сети называют «резиновая кран-букса», либо кран-букса с резиновым клапаном. А еще их называют полнооборотными, потому что приходится вращать ручку вентиля на несколько полных оборотов.

А есть головки, в которых шток при повороте на 90 или 180, поворачивает пластину для открытия и перекрытия отверстия. Пластины выполнены из керамики и потому головка называется «керамическая кран-букса».

Удлиненная головка

Также их различают по длине, есть длинные, такой первоначально была длина вентильной головки. И есть короткие, устройство керамической кран-буксы позволяет значительно уменьшить длину, экономя дорогой цветной металл.

Но в целях взаимозаменяемости, в первую очередь червячных на керамические пластинчатые, производители наладили выпуск и червячных, и керамических кран-букс, длинных и коротких.

Последнее отличие букс заключается в наружной резьбе. У российских и части китайских она с более крупным шагом, у импортных европейских и азиатских с мелким шагом.

Конструкция червячной кран-буксы

Её особенность заключается в штоке, на котором обязательно имеется червячная резьба и к которому крепится снизу перекрывающий клапан. Старые образцы имели цельный и единый шток, который при вращении опускался и закрывал кран, а при обратном вращении поднимался и открывал кран. Вместе со штоком перемещался и маховичок, за который вращали шток рукой.

Требования к современным смесителям повысились и перемещающийся маховичок устарел. Теперь шток выполнен из двух разъемных частей. Но принцип остался тот же. При вращении штока червячная передача заставляет выдвигаться нижнюю часть из буксы и перекрывать отверстие крана клапаном. При обратном вращении нижняя часть штока поднимается и клапан открывает отверстие.

Следует отметить, что поскольку верхняя часть перестала перемещаться, а только вращается, двух резиновых колечек на штоке стало достаточно для обеспечения герметичности и предотвращения протекания воды.

Конструкция керамической кран-буксы

В данной конструкции отсутствуют части, перемещающиеся вдоль оси штока. Шток поворачивается только на 90 – 180, угол поворота ограничен выемкой в корпусе и штифтом, вставляемым перпендикулярно в тело штока. Штифт упирается в края выемки.

В нижней части шток имеет форму короткой вилки, которой входит в зацепление с верхней керамической пластиной и поворачивает её на те же 90 –180. Нижняя керамическая пластина, за счёт шлиц, удерживается цилиндрическим корпусом буксы на месте. При повороте отверстия двух пластин совпадают и вода поступает в смеситель или носик крана. При обратном повороте отверстия взаимно перекрываются плоскостями пластин и поступление воды прекращается.

Плотное прилегание пластин обеспечивается уплотнительной силиконовой (цветные) или резиновой втулкой с нижней стороны и вилкой штока с верхней.

В нижней части цилиндрического корпуса имеется два отверстия, для прохода воды. Вода через отверстия в пластинах проходит в цилиндр буксы, а затем через отверстия в цилиндре поступает в гусак смесителя или носик крана.

Недостатки и преимущества червячных и керамических кран-букс

Керамические Червячные
Преимущества Быстрое открытие и закрытие

Нет вертикально движущихся частей, не требует смазки

Бесшумность работы

Большой срок службы

Легкий поворот маховика

Точное регулирование соотношения холодной и горячей воды

Можно перекрывать воду даже при сильном износе клапана и штока

Несколько дешевле керамических

Проще в ремонте

Недостатки Затрудненное регулирование температуры воды

Небольшой износ втулки приводит к протеканию

Пластины хрупкие, чувствительны к силе затягивания резьбы

Несколько дороже червячных

Много оборотов для открытия и закрытия

Дополнительное движение частей штока требует смазки

Меньший срок службы

Могут присутствовать шумы

Со временем плавность хода снижается

Кран-букса позволяет продлить срок пользования смесителем и краном. Производители продолжают её усовершенствование. Тем не менее более современным керамическим, не удалось пока полностью вытеснить червячные. На смену самим буксам пришли картриджи для рычажных смесителей, но и они не совершенны.

Видеоинструкция, как самостоятельно поменять буксу на кране:

Основные неисправности кран-буксы

Если человек дружит с техникой, то он без труда разберёт и снова соберёт и смеситель, и кран-буксу.

Внешние проявления неисправности кран-буксы:

  • вентиль плотно не запирает поток воды: причина – в износе прокладки;
  • вода протекает из-под кран-буксы.

В первом случае, если кран-букса червячного типа, необходимо заменить резиновую прокладку. Для этого её просто нужно отвинтить от шкворня и заменить на новую. Если нет фирменной прокладки, то можно найти обрезок листовой резины толщиной 3–6 мм, вырезать из него под размер прокладку и привинтить на своё рабочее место. Главное, чтобы резина была эластичной, не пересохшей.

Если кран-букса керамического типа, то придётся её разобрать, снять керамические пластинки, тщательно очистить их от наслоений и песчинок, проверить на отсутствие сколов и трещин, а затем аккуратно поставить на место. Если и после очистки кран течёт, то нужно обеспечить более плотное прилегание керамических пластин между собой. Для этого на керамическую вставку наклеивается пара кусочков изоленты (см. рис. ниже). Перед сборкой детали крана смазываются водостойкой смазкой. После сборки пластины более плотно прижимаются одна к другой, а также плотнее к седлу прижимается резиновое кольцо – и вода при закрытии крана не подтекает.

Если у кран-буксы любого типа повреждены металлические детали, то она ремонту не подлежит, её придётся менять на новую.

ФОТО: YouTube.comУдаление прижимного резинового кольца

ФОТО: YouTube.comПриклейка изоленты

В некоторых случаях появляется необходимость замены фторопластовой шайбы на «вечную» медную. Поскольку такую шайбу нужного размера купить почти невозможно, то делается кольцо из медной проволоки. Кусок проволоки несколько раз оборачивается вокруг штока, потом отрезаются кольца. Полученная шайба устанавливается на место.

ФОТО: YouTube.comИзготовление медной шайбы

Если вода подтекает из-под кран-буксы, то это означает лишь одно – разрушена уплотнительная резинка под ней. В этом случае старое резиновое кольцо удаляется, а на резьбу вместо него подматывается фум-лента в виде валика (см. рис. 8). «Валиком» из намотанной фум-ленты заменяется стандартное уплотнительное кольцо.

ФОТО: avatars.mds.yandex.netПодмотка фум-ленты на кран-буксу

Исправленную кран-буксу можно устанавливать на место в смеситель.

ФОТО: YouTube.comКран-букса устанавливается в смеситель

Полуоборотная система

Что касается такой услуги как ремонт кран буксы с керамическими пластинами, то она достаточно востребована именно благодаря тому, что надёжность этих механизмов оценили многие. Полуоборотные краны появились далеко не вчера, сразу став привлекательной заменой тугим и неудобным червячным механизмам. Они позволяют практически молниеносно перекрывать воду, безо всяких усилий и также быстро, но при этом плавно контролировать напор. Приятно радует и то, что выпускаются они с разным диаметром, а также шагом резьбы. Таким образом, их можно устанавливать и вместо устаревших механизмов.

Ремонт кран буксы из керамики, по сути, тоже сводится к её замене. Основными деталями перекрывающего клапана являются керамические пластины, идеально обработанные поверхности которых играют роль штор, перекрывающих доступ в систему водоснабжения. Чтобы осуществить ремонт керамической кран-буксы, персоналу обслуживающей организации необходимо выполнить следующие операции:

— Перекрыть водоснабжение;

— Снять декоративные заглушки на смесителе (попутно избавившись от мешающих работе факторов);

— Вынуть полуоборотный модуль и при необходимости почистить пластины от налета тяжёлых фракций;

— Заменить повреждённый модуль, предварительно подобрав подходящую модификацию или установить прочищенную буксу, если она способна функционировать далее.

Ремонт смесителей в большинстве своём производится в указанном выше порядке. А нормальное функционирование системы в будущем, во многом зависит от квалифицированного подхода ко всем необходимым мероприятиям. Ведь многие из нас ещё помнят неадекватно гудящие краны, после визита штатного сантехника и постоянный шум падающих капель, избавиться от которого можно было, только заткнув чем-нибудь уши.

На самом деле, тот же шумящий кран — это результат безграмотности или безалаберности мастера. Некачественная или неправильно установленная прокладка и приводила к подобным казусам. Так как же избежать этих проблем сейчас, если всё-таки необходимо отремонтировать кран-буксу?

  1. Не нужно искать мастера из «подворотни», пытаясь сберечь средства;
  2. Недорогие детали не всегда плохого качества, но экономия должна быть поддержана гарантиями;
  3. Пользуясь услугами официального сервиса, вы всегда сможете предъявить претензии относительно плохого качества выполненных работ.

Даже если вы считаете, что способны починить кран-буксу сами, не торопитесь хвататься за пыльный сундук с инструментами или бежать за необходимыми ключами к соседу. Подумайте о том, обладаете ли вы достаточным опытом и знаниями. Ведь необдуманные поступки легко могут превратить, способный ещё долго служить смеситель в бесполезную железку, или просто стоить вам немалых средств, выкинутых не ненужные детали. Поэтому постарайтесь правильно оценить ситуацию и позвольте отремонтировать кран-буксу или заменить ее, если это невозможно, тем, кто однозначно добьётся необходимого результата.

Как поменять кран буксу

.

Это возможно сделать самому с помощью накидной головки (№17), плоскогубцев и отвёртки. Но сначала перекрыть воду.

1.С маховика снять колпачок (или с помощью отвёртки – пластиковую заглушку), открутить болтик под ним, открывая доступ к КБ.
2.Открутить декоративную шайбу, используя подкладку и пассатижи.
3.Вывернуть КБ с помощью ключа или накидной головки на 17 (для штока с квадратной головкой использовать ключ на 7), очистить резьбу крана и внутреннюю часть смесителя.
4.Спец. составом смазать все резьбовые части.
5.Снять фурнитуру со смесителя.
6.Накрутить ФУМ-ленту на резьбу. Можно обмотать паклей.
7.Вкрутить новую кран-буксу.
8.После проверки течи, подтянуть до упора вентиль.

.

Особенности

•если снятию вентиля мешает заржавевшая резьба, то надо прогреть кран феном, прихватить тряпочкой, слегка расшатать вентиль плоскогубцами. Теперь вентиль снимется легко;
•чтобы определить, резиновую или керамическую КБ нужно приобрести на замену, надо провернуть ручку до остановки

Если получится четверть оборота, то нужна керамическая, если несколько оборотов, то – резиновая;
•определив тип КБ, обратите внимание на её размер (диаметр, глубину), на место посадки ручки (квадратное или шлицевое), его размер. Есть универсальные ручки, подходящие на любое посадочное место

.

Устройство кран-буксы

Прежде чем говорить о хитростях ремонта, нужно понять функции кран-буксы и её устройство. Этот компонент смесителя открывает подачу воды, регулирует её расход и прерывает поток. Обычно изготавливается из латуни. Кран-буксы бывают двух типов: резьбовые и металлокерамические. Основные детали: шлямбур (корпус), штуцер и шток.

ФОТО: static-ru.insales.ruКран-букса

В резьбовых буксах внутренняя часть штуцера (рисунок ниже) – это винт с червячной левой резьбой (4). Он вкручивается в шток (8), который представляет собой полый запорный шестигранник, входящий в шестигранное гнездо шлямбура. На верхней части штуцера имеется головка (6) под маховик. При вращении штуцер заставляет шток двигаться вперёд-назад. На другом конце штока на шкворне (11) имеется резиновая запорная прокладка (10), которая в закрытом положении полностью перекрывает седло клапана смесителя от водопровода и прекращает подачу воды. Открытие или закрытие крана выполняется вращением рукоятки (маховичка).

ФОТО: upload.wikimedia.orgЛатунная вентильная кран-букса российского производства: 1 — шлямбур (головка под гаечный ключ); 2 — штуцер; 3 — задняя и передняя резьбы; 4 — винт червячный (резьба — левая); 5 — прокладка шлямбура; 6 — головка квадратная под маховик; 7- шайба быстросъёмная; 8 — шток-шестигранник; 9 — упор прокладки; 10 — прокладка резиновая запорная; 11 — шкворень

В металлокерамических буксах открытие или закрытие воды выполняется с помощью металлокерамических, тщательно отполированных дисков с прорезями. Для открывания или закрывания такого крана нужно повернуть маховик на 90° или 180° для совмещения прорезей в дисках (и вода пойдёт) либо перекрытия их (и поток воды прекратится).

Нужно учитывать, что буксы, произведённые в нашей стране и за рубежом,  не взаимозаменяемы.

ФОТО: upload.wikimedia.orgЛатунная керамическая кран-букса российского производства: 1 — головка квадратная под маховик; 2 — поворотный шток; 3 — фиксирующий винт; 4 — обжимное кольцо; 5 — корпус кран-буксы; 6 — прокладка уплотнительная; 7 — керамические пластины

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector